Межрегиональные специализированные медицинские центры Вестник межрегиональной ассоциации "Здравоохранение Сибири"
09/12/01 |
Проект "Устойчивое развитие здравоохранения в сельских местностях Восточной Сибири" (1999-2000) (координатор издания материалов с российской стороны Ю.В.Попков, Новосибирск, дом. тел. (383-2) 46-53-32, e-mail: popkov@philosophy.nsc.ru) Одной из основных задач совместного российско-канадского проекта по развитию здравоохранения в сельских местностях Восточной Сибири стало непосредственное знакомство эвенкийских медиков с принципами и практической реализацией канадской модели здравоохранения. Отличительной особенностью данного проекта стало тот факт, что в нем, впервые за весь период гуманитарного сотрудничества между Россией и Канадой, активно участвовали представители прежде всего малочисленных народов российского Севера, которые напрямую сотрудничали с канадскими аборигенами, обсуждая общие проблемы.Способы обмена опытом в области сельского здравоохранения, которые применялись при реализации проекта: а) прямые наблюдения, практикуемые в ходе обмена делегациями практикующих фельдшеров, администраторов здравоохранения и преподавателей медицинского училища; б) чтение лекций канадскими медиками, в) публикация материалов, отражающих опыт сельского здравоохранения Канады (литература по профилактике заболеваний, методические материалы, переводы на русский язык медицинской литературы практического характера); На состоявшемся 17 мая 1999 г. в Эдмонтоне заседании Исполнительного Комитета проекта было принято решение о том, что в течение года стороны должны обменяться делегациями практикующих медиков. Со стороны Эвенкии в делегацию предстояло войти главным образом сельским фельдшерам из поселков, населенных в основном коренными жителями. Членам делегации предстояло прежде всего ознакомиться с основными принципами существующей в Канаде системы здравоохранения в местах проживания аборигенного населения и отобрать те из них, которые могли бы найти практическое применение и дать положительный эффект в условиях Эвенкии. Эвенкийская делегация в составе 8 человек совершила рабочую поездку в Канаду в период с 31 июля по 20 августа 1999 г.. Членами делегации были практикующие фельдшеры из нескольких поселков Эвенкии, преподаватели Туринского медицинского училища, врачи окружной больницы и окружного противотуберкулезного диспансера.Программа визита эвенкийской делегации в Канаду включала следующие основные пункты: 1. ознакомление в столице провинции Альберта г. Эдмонтоне с базовыми принципами системы сельского здравоохранения в северных провинциях Канады; 2. знакомство с работой всемирно известного центра по лечению алкоголизма в Институте им. Ничи, которая основана на пристальном внимании к психологии больного, на возрождении национальных традиций, на гордости за принадлежность к своей традиционной культуре; 3. далее одна из групп совершила поездку по северным поселениям провинции Альберта, где живут в основном представители народности кри, где познакомилась с деятельностью центров по работе с молодежью и подростками, с работой фельдшерских пунктов, психологических реабилитационных центров, центров по работе с молодыми матерьми, с системой телемедицины в районной больнице поселка Хай-Прери; 4. вторая группа посетила Северо-западные территории, побывав в районной больнице и Центре мониторинга окружающей среды, присутствовала на съезде одного из племен Догриб, обсуждавшего новый договор о собственности на землю с правительством Канады, познакомились с работой фельдшерских пунктов и развитием программы по возрождению традиционной медицины. Обсуждение итогов рабочей поездки и детализация содержания дальнейших этапов реализации проекта происходило в Эдмонтоне и Туре, когда члены эвенкийской делегации совместно с канадскими и российскими специалистами суммировали свои впечатления и формулировали практические рекомендации по реформированию системы здравоохранения в сельских местностях Восточной Сибири. Основные принципы канадской модели здравоохранения и их оценка 1. Канадская система здравоохранения, в отличие от российской, носит менее плановый характер, там гораздо меньше обязательных прививок, обследований и т.д. Из выступления В.И. Луб, преподавателя Туринского медицинского училища, члена эвенкийской делегации: "Там медицина либо профилактическая, либо только на экстренные случаи. Плановой медицины и обследований в Канаде практически нет (нет обследований на туберкулез, а проба манту, например, делается только по требованию пациента). К примеру, нет статистических данных по заболеваемости туберкулезом". Из выступления Д. Андерсона, куратора проекта с канадской стороны: "До начала 1960-х гг. в Канаде были плановые медицинские обследования населения, в том числе флюорографические обследования, но затем поняли, что это очень дорого. Перешли на более гибкую систему". 2. Для канадской модели здравоохранения характерно не только лечение болезни, но анализ в первую очередь той социальной ситуации, в которой оказался больной, учет его эмоционально-психологического состояния. По мнению эвенкийских медиков, подобный подход можно было бы с успехом применять и в условиях Эвенкии. Из выступления В.И. Луб: "Очень интересным мне показался принцип "колеса здоровья", когда состояние человека оценивается не только в физическом, но и в эмоциональном, умственном и духовном планах. На плакатах все эти сферы отличаются по цвету и по изображениям животных. Этот же принцип используется и в историях болезней. Т.е. к больному совершенно другой подход, чем у нас".2. Уважение к личности больного и очень большая степень индивидуальной ответственности каждого человека за собственное здоровье. Из выступления Н.Ю. Китовой, главного терапевта окружного противотуберкулезного диспансера, члена эвенкийской делегации: "Нельзя принудительно изолировать больного. Все анализы только добровольно - 85% отказались от сдачи анализов, они не захотели знать о своих болезнях". 3. Большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, существует большое количество материалов, написанных на доступном для всех языке, помогающих людям оценить свое состояние и помочь самим себе в поддержании здоровья. (В Приложении 2 приводится содержание одной из таких брошюр, посвященной диагностике и лечению туберкулеза методом непрерывного наблюдения).4. Одно из главных мест в системе здравоохранения занимает профилактика, включая правильное питание (с учетом особенностей рациона той или иной этнической группы), снижение риска заражения гепатитом, СПИДом и т.д., и эти программы работают начиная с детских садов и школ. Из выступления В.И. Луб: На телевидении очень много научно-популярных передач, посвященных различным проблемам медицины и здоровья. 5. Практикуется включение традиционной культуры в профилактику и лечение различных болезней, в частности, алкоголизма (проведение ритуала обкуривания, чтение молитвы перед лечением и т.д.). Из выступления Д. Андерсона: "Во-первых, это своеобразная профилактика, а во-вторых, это воспитание чувства гордости за свою культуру, за свою принадлежность к ней, это психологическая подготовка к лечению. И еще - эта церемония была запрещена в 50 - 60-е гг., и ее нынешнее возрождение - это свидетельство возрождения традиционной культуры". 6. Канадская медицина существенно отличается от российской количеством собираемых статистических данных и взаимоотношениями между населением и системой здравоохранения. Из выступления Н.Ю. Китовой: В Канаде на хороший уровень поставлена профилактика, чего не скажешь о диагностике. Работники здравоохранения ничего не смогли сказать о количестве ВИЧ-инфицированных, о числе больных гепатитом. Выявление заболевания возможно только по просьбе больного при его обращении в медицинское учреждение. И если больной не захочет, ему анализы делаться не будут, в отличие от существующей у нас системы диагностики и лечения, когда существуют обязательные анализы. И к этому мы отнеслись, естественно, отрицательно. Все делается только при обращении больного, инициатива исходит только от него. Нет плановых обследований работников в школах, детских учреждениях, как у нас. К алкоголикам, например, относятся не как к распущенным и асоциальным личностям, а как к больным. Отсюда и особенности лечения, особенности профилактики. 7. Серьезные отличия существуют в системе подготовки среднего и младшего медицинского персонала. Так, в Канаде, в отличие от России, практически нет медицинских работников из числа аборигенов, что является существенным недостатком. В то же время ряд элементов сложившейся в Канаде практики подготовки сельских фельдшеров необходимо внедрять в программы подготовки аналогичных специалистов в России, в частности, в Туринском медицинском училище. Из выступления В.И. Луб: "Большое впечатление произвело на меня посещение медицинского колледжа "Аврора" в г. Еллоу-Найф ( Yellow-Knife). Там медсестры начинают обучение только с 18 лет, в то время как у нас с 14 (отсюда страх и большая вероятность ошибок). Все инструменты разовые, вплоть до перчаток. Много манекенов, на которых учатся".8. Большое развитие получили в Канаде программы подготовки помощников медсестер, призванных в первую очередь принимать активное участие в "Школах общественного здоровья". Из выступления фельдшера п. Эконда С.Комбагир: "На необходимо по примеру Канады ввести институт добровольных помощников фельдшера и врачей. В колледже "Аврора", например, существует несколько программ, направленных именно на это и их опыт можно применить у нас. Есть такие программы как подготовка представителей по вопросам здоровья на местах; сотрудников по поддержке развития общин; специалистов по долгосрочному уходу за детьми, престарелыми и инвалидами; помощников медсестер; подготовка собственно медсестер. Смысл первых четырех программ - подготовить работников, которые, не являясь медработниками, смогут существенно облегчить фельдшеру работу с населением. В учебные курсы этих программ входят такие пункты, как оказание первой помощи, навыки ухода за больными, престарелыми и детьми, и т.д. Курс обучения в среднем около 6 месяцев. В наших условиях при медицинском училище можно было организовать подобную программу подготовки, и набирать лиц с любым образованием. Главное условие - чтобы эти люди обладали определенным авторитетом в своем поселке. И появление таких помощников возможно в самом ближайшем будущем, что существенно облегчит работу и сделает ее более эффективной для поселков Эвенкии". Из выступления В.И. Луб: Существуют специальные курсы для лиц, имеющих не очень высокий образование и в данный момент безработных, этот опыт можно вполне применить и у нас. Они проходят 2 - 3 месячное обучение для того, чтобы вместе с фельдшером заниматься профилактикой. Практикуются частые беседы с населением по здоровому образу жизни, вреде алкоголя и наркотиков, распространяются плакаты, брошюры. Те, кто прослушал эти беседы, идет к людям сам и создается своеобразная "сеть здоровья". Это очень ценный опыт". 9. Большое развитие получила в Канаде система телемедицины, позволяющая оказать квалифицированную диагностическую и консультационную поддержку сельским медикам и существенно снизить затраты на санитарную медицину, что имеет важнейшее значение в условиях Севера. Из выступления С.Комбагир: "Телемедицине - очень перспективное направление в развитии сельского здравоохранения в условиях Севера. Ее внедрение позволило бы в наших условиях на порядок улучшить связь фельдшера с врачом, особенно в экстренных случаях, врач мог бы давать подробные и важные консультации на расстоянии. Выгода системы телемедицины в том, что она не зависит от погодных условий и позволит существенно сократить расходы на санитарную авиацию .Из выступления фельдшера п. Тутончаны Г.Черноусовой: "Очень большое впечатление произвела система телемедицины. При этом врач находится в Эдмонтоне, а пациент в отдаленном поселке за сотни километров. Мне кажется, ее внедрение у нас имело бы очень хорошие перспективы. С ее помощью врач может осмотреть больного, например, послушать биение сердца плода у беременной". Из выступления Д. Андерсона: "В Канаде телемедицина используется для разных целей. Во-первых, у нас, в отличие от России, мало врачей, и данная система используется для получения квалифицированной консультации или диагноза. Во-вторых, очень небольшой срок пребывания больного в больнице (обычно 2-3 суток), и для дальнейшего лечения, если человек живет в отдаленном поселке, эта система также необходима. 8. Многие программы строятся первоначально на общественных началах, а уже потом добиваются государственного финансирования на условиях конкурсов грантовой поддержки. Основные отличия Эвенкии и Канады: 1. канадские программы слишком либеральны к больным СПИДом, туберкулезом; 2. различаются социальные причины таких болезней, как туберкулез и алкоголизм 3. в Канаде слишком большое внимание уделяется культурным аспектам здравоохранения, в ущерб собственно медицине. Участники совещания в Туре наметили ряд первоочередных мер для дальнейшей реализации проекта. Решая вопрос о том, какие именно материалы, в первую очередь по профилактике, необходимы прежде всего, члены эвенкийской делегации и врачи окружной больницы пришли к единодушному мнению, что речь должны идти в первую очередь о брошюрах, написанных на простом языке и предназначенных для всех слоев населения. Ряд таких брошюр были отобраны в ходе посещения лечебных и профилактических центров в Канаде: среди них буклеты, посвященные профилактике и навыкам лечения туберкулеза, особенностям детского питания. Руководители Туринского медицинского училищ предложили ввести ряд учебных программ, в первую очередь по профилактике, в качестве изучаемых дисциплин в Туринском медицинском училище, чтобы все выпускники имели навыки работы и в этой сфере. Руководители окружной больницы поддержали идею введение в сельских поселениях округа института помощников медсестер и фельдшеров, что было бы крайне полезно и продуктивно; на общественных началах могли бы работать и народные целители, получив дополнительные медицинские навыки. По итогам двух проведенных совещаний участники программы пришли к следующим согласованным выводам:
С целью дальнейшей реализации программы устойчивого развития здравоохранения предусматриваются следующие практические шаги: 2. ввести специальные курсы для помощников медсестер и фельдшеров для работы в поселках, набирать их необходимо как из числа безработных, так и социальных работников, с учетом нужд каждого конкретного поселка; 3. обсудить со всеми заинтересованными сторонами возможность практического запуска системы теле-медицины в границах округа, прежде всего с точки зрения наличия надежной спутниковой связи, для чего необходима консультационная и техническая поддержка канадской стороны; 4. обсудить возможность поставки в округ мини-лабораторий для контроля качества воды, продуктов и т.д. с помощью канадской стороны; 5. разработать конкретные шаги и обеспечить практическое внедрение профилактических мер для широких слоев населения по программе "Школы общественного здоровья", для этого перевести с английского языка и напечатать большим тиражом ряд брошюр, с описанием на доступном языке симптомов, способов лечения и профилактики ряда заболеваний (алкоголизм, туберкулез, кишечные инфекции, гельминтоз, режим правильного питания с учетом северного рациона и т.д.); 6. направить для обучения в Центр лечения алкоголизма "Ничи" на годичное обучение представителя Эвенкийского АО из числа коренного населения; 7. обдумать возможность экспериментального введения системы лечения туберкулеза по методу ТНН (техника непрерывного наблюдения) 8. Учесть результаты проведенных совещаний и их основные итоги при формировании лекционных курсов канадских экспертов, визит которых был запланирован на октябрь 1999 г. Приложение 1. Примерная программа "Школы общественного здоровья" 1. туберкулез: лечение и профилактика 2. паразитология и гельминтология 3. алкоголизм 4. наркомания и токсикомания 5. первая доврачебная помощь: кровотечения, ожоги, обмороки, припадки, синдромы отравления, реанимационные мероприятия в период доврачебной помощи и т.д. Приложение 2: Брошюра по лечению туберкулеза методом ТНН (техники непрерывного наблюдения), предназначенная для широких слоев населения Что нужно знать о туберкулезе и как остаться здоровым
|