logo.png (4431 bytes)

Межрегиональные специализированные медицинские центры

Вестник межрегиональной ассоциации "Здравоохранение Сибири"

 

 

 

 

 

09/12/01

Проект

"Устойчивое развитие здравоохранения в сельских местностях Восточной Сибири"

(1999-2000)

Рабочий визит канадских экспертов

(июнь 2000 г.)

(координатор издания материалов с российской стороны Ю.В.Попков, Новосибирск, дом. тел. (383-2) 46-53-32, e-mail: popkov@philosophy.nsc.ru)

С 1 по 10 июня 2000 г., в рамках реализации эвенкийско-канадской программы: "Устойчивое развитие здравоохранения в сельских местностях Восточной Сибири" столицу Эвенкийского АО г. Тура посетила вторая делегация канадских медиков и специалистов по организации системы здравоохранения.

В составе делегации присутствовали: менеджер научно-исследовательского отдела при Министерстве здравоохранения Канады Пенелла Юнис Катерин Мосмэнн, исполнительный директор кооператива по оказанию социальных и медицинских услуг населению "Бойл стрит" Хоуп Хантер, старший консультант по вопросам общественного здравоохранения Канадского приполярного института при университете провинции Альберта Нэнси Кэрол Макферсон, преподаватель кафедры социологии Абердинского университета в Шотландии (Великобритания) доктор философии Дэвид Джордж Андерсон, старший консультант по вопросам научных исследований Канадского приполярного института при университете провинции Альберта, доктор социологии Кристофер Джеймс Смит. Сопровождали канадских специалистов переводчики: доцент кафедры английского языка Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, к.ф.н. Алевтина Архиповна Чаптыкова и Ирина Вячеславовна Харук, а также ученые из Новосибирского Академгородка: зав. сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН (ИФиПр СО РАН), д.филос.н. Юрий Владимирович Попков, м.н.с. сектора этносоциальных исследований ИФиПр СО РАН, к.филос.н. Дмитрий Викторович Ушаков.

Основной целью визита канадской делегации явилось изучение особенностей структуры управления и организации российской системы здравоохранения в Эвенкийском АО, а также знакомство эвенкийских коллег со структурой управления и функционирования системы здравоохранения в Канаде.

Программа визита канадской делегации в Эвенкию предполагала:

1. Визит в Администрацию Эвенкийского АО для знакомства с основными принципами организации российской системы здравоохранения в целом и особенностями ее функционирования в Эвенкийском АО.

2. Посещение Эвенкийского окружного противотуберкулезного диспансера, Туринской окружной больницы, Окружного Туринского медицинского училища. Проведение ряда совместных семинаров с сотрудниками этих учреждений.

3. Поездка в поселок Нидым для ознакомления с работой фельдшерско-акушерского пункта.

4. Знакомство с деятельностью Красноярского Краевого управления здравоохранения, Красноярской медицинской академии и Красноярского Краевого противотуберкулезного диспансера.

Проведенные во время визита совместные встречи, совещания и научно-практические семинары позволили канадским и эвенкийским специалистам обменяться опытом, сделать сравнение работы российской и канадской систем здравоохранения, а также обсудить целый комплекс проблем, связанных с их дальнейшим совершенствованием и развитием.

Взаимную заинтересованность канадских и российских специалистов вызвали вопросы, касающиеся системы организации здравоохранения в России и Канаде, взаимодействия федеральных и местных уровней управления систем здравоохранения, способов финансирования и основных принципов распределения медицинских услуг, механизмов оказания медицинских услуг населению, (в том числе и аборигенному), основных показателей здоровья населения.

Канадские специалисты выступили перед российскими коллегами с серией докладов, представляющих работу канадской системы здравоохранения в целом, а также в отдельных сельских районах Канады. Материалы докладов представлены в разделе "Система здравоохранения в Канаде" и его приложении. Наиболее острые вопросы, обсуждавшиеся в ходе дискуссий по докладам публикуются в разделе "Актуальные проблемы развития канадского здравоохранения".

 

Макферсон Н.К., Мосмэнн П.Ю.К., Смит К.Д, Хантер Х.,

Ушаков Д.В., Воронцова А.И.

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КАНАДЕ

Основные этапы и особенности развития системы канадского здравоохранения.

В колониальный период, до образования в 1867 г. канадской конфедерации, медицинская помощь населению предоставлялась частными врачами. Оплата медицинских услуг осуществлялась непосредственно потребителями (пациентами), а доступ к их получению зависел прежде всего от платежеспособности населения. Большинство медицинских услуг оказывали церковные приходы, различные религиозные и общественные группы. Такого рода помощь носила нерегулярный характер и зависела от периодических пожертвований со стороны достаточно узкого слоя богатых людей. Порой она была лишь ограниченным откликом на бедность и массовые заболевания. Вместе с тем, отношения взаимопомощи распространялись между родственниками и друзьями. Это было особенно характерно для сельских жителей, к которым относилось большинство канадцев.

В период с 1867 по 1920 г. основная масса учреждений здравоохранения создается католической церковью и другими крупными религиозными организациями, например такими, как "Армия спасения". Однако доступность медицинских услуг широким слоям населения не престает носить форму локальной помощи частного характера. Постепенно организации взаимопомощи на предприятиях начинают оказывать поддержку семьям работников, получивших травмы. Функции предоставления услуг по охране здоровья и социальному обеспечению граждан, преимущественно в городах, берут на себя благотворительные организации. Этому способствует незначительная поддержка благотворительных организаций со стороны провинциальных правительств. Так, за счет средств, выделяемых провинциальными властями общественным организациям на содержание клиник, открываются первые больницы в резервациях индейцев. После окончания Первой мировой войны возникла необходимость в оказании медицинской и социальной помощи раненым и семьям погибших, что в свою очередь требовало значительной государственной поддержки.

В период с 1920-го по 1960-е годы Канада вступает в эпоху индустриализации, сопровождающейся стремительным ростом городов. Постепенно, в результате вмешательства государства в общественные дела, с целью контроля и стимулирования экономики, расширяется роль правительства в организации здравоохранения и социального обеспечения. Особенно ярко это проявилось в период Великой депрессии, когда уровень безработицы достиг 30%. До конца 40-х годов система частной медицины доминировала в системе здравоохранения Канады. В 1947 году, с введением в провинции Саскачеван системы общественного страхования больничных услуг, возникает тенденция перехода к всеобщему медицинскому страхованию, финансируемому государством. Она усиливается в период экономического подъема, начавшийся после окончания Второй мировой войны. В это же время влияние церкви на общество ослабевает, начинается рост общественного движения за равноправие (разных слоев населения, коренных и некоренных жителей Канады и др.), это позволяло наладить партнерские отношения государства с общественными организациями и все больше вовлекать их в работу системы здравоохранения. В 1956 году федеральное правительство поощряет введение системы общественного страхования больничных услуг во всех провинциях и территориях, а также предлагает правительствам провинций/территорий компенсировать примерно половину финансовых затрат на диагностическое и стационарное обслуживание населения.

В 1960 - 1980-е годы государство уделяет все больше внимания вопросам обеспечения социальной защищенности своих граждан. С целью снижения экономической неустойчивости и достижения в обществе стабильности, оно вмешивается в рыночные процессы, устанавливая минимальный уровень заработной платы и создавая общественным организациям условия для предоставления населению широкого спектра социальных услуг. Федеральные власти ориентируются на введение принципов: государственного финансирования, комплексности, универсальности, всеобщей доступности и повсеместности при оказании услуг здравоохранения. В 1968 году федеральные власти издают закон о примерно равном разделении затрат по оказанию медицинской помощи населению между федеральным и провинциальными/территориальными правительствами.

На фоне роста общественных движений за права человека и местное самоуправление, призывающих к социальным переменам, появляются многочисленные независимые некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сферах здравоохранения и социального обслуживания. Развитию первых пробных проектов по охране здоровья, пропаганде здорового образа жизни среди населения, а также активизации деятельности различных общественных организаций на местном уровне способствовали разнообразные программы, финансируемые как федеральным, так и провинциальными/территориальными правительствами.

В 1972 году системы общественного страхования в провинциях и территориях Канады стали покрывать затраты на основные медицинские услуги, в том числе и на стационарное лечение. Таким образом, была создана общенациональная система медицинского страхования, использующая общественные (неправительственные) некоммерческие организации в качестве важнейшего элемента связи органов государственной власти и населения. Многочисленные общественные организации, активно участвуют в реализации оптимальной политики здравоохранения на местном уровне. Осуществляя медицинское обслуживание, оказывая социальную поддержку, занимаясь пропагандой здорового образа жизни, решением проблем охраны окружающей среды они оказывают значительное влияние на благополучие отдельных лиц, семей и целых групп населения.

Однако, несмотря на признание в 1979 году мировой общественностью канадской системы здравоохранения как одной из лучших, угроза принципам всеобщности и доступности медицинского обслуживания не только сохранилась, но и усилилась. Так, требования некоторых врачей дополнительной оплаты своих услуг пациентами, помимо той, которая осуществлялась в рамках медицинской страховки, а также установление в клиниках платы за обслуживание не могли способствовать созданию системы соответствующей принципу всеобщего равного доступа к медицинской помощи. К началу 80-х годов провинции/территории разработали новые программы и виды услуг, стоимость которых уже не могла быть покрыта лишь путем равного разделения затрат между федеральным и провинциальными/территориальными правительствами. В связи с этим доля общих расходов провинций/территорий по оплате медицинских услуг существенно возросла и возникла необходимость в пересмотре стратегии развития системы здравоохранения.

С 1980 по 2000 годы государство проводит реформу системы здравоохранения, постепенно сокращая объемы финансирования здравоохранения и социального обеспечения. Если с 1968 по 1977 г. федеральное правительство оплачивало провинциальным/территориальным правительствам 50% затрат на медицинское обслуживание, покрываемое государственной страховкой, то с 1977 по 1996 г. развивается новая схема, так называемого, "пакетного" финансирования. Теперь федеральное правительство объединило денежные средства, расходуемые на нужды здравоохранения, со средствами, отчисляемыми на высшее образование, и стало передавать их пропорционально количеству населения, проживающему в провинциях и территориях.

Федеральное правительство делает ставку на регионализацию финансирования системы здравоохранения, с целью усиления местного контроля за предоставлением медицинских услуг. Оно стремится снизить ставки индивидуального и корпоративного подоходного налога с тем, чтобы правительства провинций/территорий могли повысить ставки местных налогов, которые, в процентном исчислении соответствовали бы уменьшению федерального налога. Однако в этом случае, устойчивое развитие общественных инициатив становиться все более затруднительным и ведет к усилению недовольства на местном уровне. Непопулярными среди населения оказываются и другие меры государственного регулирования. Так, например, федеральные и провинциальные/территориальные органы власти изменяют схему доступа к льготам, вводят взносы для пользователей медицинской страховки с тем, чтобы по возможности уменьшить расходы государственного бюджета на финансирование социальных программ.

В ответ на возникающую озабоченность общественности, в 1984 году федеральное правительство принимает Закон о здравоохранении, подтверждая, тем самым, свою приверженность принципам всеобщего, доступного, комплексного и финансируемого государством медицинского страхования. Ключевыми принципами Закона о здравоохранении являются.

1. Финансирование и управление со стороны государства: медицинское страхование в провинциях/территориях должно производиться на некоммерческой основе общественным органом с выбираемым руководством, подотчетным провинциальному/территориальному правительству.

2. Комплексность: медицинская страховка должна покрывать все необходимые с медицинской точки зрения услуги, предоставляемые клиниками и врачами. Расходы на медицинскую помощь для больных, страдающих хроническими заболеваниями также должны покрываться страховкой.

3. Универсальность: система страхования должна давать возможность всем 100% застрахованного населения, проживающим на данной территории и имеющим право доступа к покрываемым страховкой услугам, на равных условиях.

4. Всеобщая доступность: медицинское страхование должно обеспечивать, на равных условиях, беспрепятственный доступ к врачебным услугам. Сбор дополнительной платы с пациентов за услуги, покрываемые страховкой, запрещен. Дискриминации в получении услуг в виду размера доходов, возраста, состояния здоровья, религии, этнической принадлежности и т. д. не может быть подвергнуто ни одно лицо.

5. Переносимость: жители провинций имеют право на покрытие расходов за медицинские услуги и в том случае, если они переезжают из одной провинции/территории Канады в другую, а также если они путешествуют внутри страны или заграницей. Все провинции/территории устанавливают определенные ограничения на покрытие медицинских услуг за пределами Канады и могут потребовать предварительного одобрения неотложных мероприятий за пределами провинции.

В новых условиях федеральные власти начинают не только усиливать контроль за расходованием средств, но и одновременно решать задачи улучшения здоровья населения за счет профилактики заболеваний. На первоначальном этапе были реализованы общенациональные программы по ограничению курения, по борьбе с алкоголизмом и наркоманией и токсикоманией, по поощрению физической активности населения и т.п. В 90-е годы, т.е. на новом этапе, этот подход был оценен и переосмыслен. Теперь больше внимания стали обращать непосредственно на ключевые детерминанты здорового образа жизни: социально-экономический статус различных групп населения, социальную поддержку, создание благоприятной среды, и т.п., а финансовые отчисления федерального правительства провинциям и территориям составили в 1997 г. единый трансферт на здравоохранение и социальное обеспечение (CHST).

В настоящее время в общественном мнении наблюдается сдвиг от обсуждения вопросов системы медицинского обслуживания к вопросам о системе поддержки здоровья населения. Теперь признается, что здоровье это более широкое понятие, чем медицинское обслуживание. Это признание, в свою очередь, предполагает действия, выходящие за рамки непосредственной схемы "традиционной системы здравоохранения": решение проблем занятости населения, ликвидацию бездомности, контроль за развитием детей в раннем возрасте и других мер, направленных на улучшение здоровья населения в целом.

Таким образом, происходит общая переориентация системы здравоохранения с модели, использующей местные учреждения для предоставление медицинских услуг населению, на модели более интегрированного характера, которые предполагают использование местных организаций, уделяющих больше внимания пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний и защите здоровья населения. Указанные преобразования осуществляются путем выработки новых стратегий по координации управления кадрами здравоохранения. Но несмотря на то, что новые системы должны стать более интегрированными и ориентированными на поддержку местного населения, это предполагает большую децентрализацию всей системы здравоохранения в целом. Именно такое направление было избрано во многих провинциях/территориях не только в период 90-х годов, но и на перспективное развитие.

 

Роль и юрисдикция различных уровней управления

системы канадского здравоохранения.

Канада представляет собой федеративное государство, включающее 10 провинций и 3 федеральные территории. Все они являются относительно независимыми субъектами федерации. Провинции: Альберта (Alberta), Британская Колумбия (British Columbia), Квебек (Quebec), Манитоба (Manitoba), Новая Шотландия (Nova Scotia), Нью-Брансуик (New Brunswick), Ньюфаундленд (Newfoundland), Онтарио (Ontario), Остров принца Эдуарда (Prince Edward Island), Саскачеван (Saskatchewan). Федеральные территории: Северо-западные территории (Northwest Territories), Юкон территория (Yukon Territory) Нунавут (Nunavut). Последняя выделилась в самостоятельную территорию в 1999 г.

Управление канадской системой здравоохранения в Канаде осуществляется на четырех уровнях: федеральном (общегосударственном), провинциальном/территориальном, региональном и местном (Схема ?1).

Схема ?1

Система управления здравоохранения Канады

Правительство Канады

Федеральное Министерство здравоохранения

Департамент защиты, пропаганды и программ здоровья

Департамент медицинского обслуживания

Департамент информации

Департамент анализа и координации

Департамент политики и обменов

Департамент корпоративного обслуживания

Управление контроля и борьбы с паразитами и вредными насекомыми

Управление научных исследований и разработки политики

Провинции и территории

Британская Колумбия и Юкон территория Альберта, Нунавут территория, Северо-западные территории Манитоба и Саскачеван Онтарио, Квебек, Ньюфаундленд, Новая Шотландия, Нью-Брансуик, Остров принца Эдуарда
Правительства провинций/территорий Правительства провинций/территорий Правительства провинций Правительства провинций
Провинциальные/территориальные Министерства здравоохранения Провинциальные/территориальные Министерства здравоохранения Провинциальные Министерства здравоохранения Провинциальные Министерства здравоохранения

 

Регионы

Региональные

управления

здравоохранения

Региональные

управления

здравоохранения

Региональные

управления

здравоохранения

Региональные

управления

здравоохранения

Совет управления

Совет управления

Совет управления

Совет управления

Местные комиссии по здоровью

Местные комиссии по здоровью

Местные комиссии по здоровью

Местные комиссии по здоровью

Организации, непосредственно предоставляющие медицинские услуги населению на местах

Общественные, некоммерческие организации.

Некоммерческие клиники и стационары.

Частные (коммерческие) клиники.

На федеральном уровне управление системой здравоохранения Канады осуществляет федеральное Министерство здравоохранения (Health Canada), В его организационную структуру в настоящий момент входят 6 департаментов и 2 управления. Департаменты: защиты, пропаганды и программ здоровья; медицинского обслуживания; информации; анализа и координации; политики и обменов; корпоративного обслуживания; управления; контроля и борьбы с паразитами и вредными насекомыми; научных исследований и разработки политики.

Федеральное Министерство здравоохранения Канады прежде всего отвечает за разработку и внедрение общенациональных принципов и стандартов для всей системы здравоохранения в целом (например, принятие в 1984 году Закона о здравоохранении). Оно финансирует четверть расходов медицинских программ, а остальные три четверти покрываются за счет бюджетов провинций/территорий. Финансовые отчисления Федерального Министерства здравоохранения представляют собой непосредственный перевод денежных средств. Условиями финансирования является: обеспечение медицинскими услугами всего населения провинции/территории, достаточно широкий и разнообразный перечень предоставляемых услуг, а также контроль за их качеством со стороны провинциальных/территориальных органов. Тем самым осуществляется комплексное покрытие расходов на необходимое медицинское обслуживание населения и обеспечивается поддержка провинций/территорий в реализации основных принципов Закона о здравоохранении: комплексности, универсальности, всеобщей доступности и переносимости.

Кроме этого федеральное Министерство осуществляет прямое финансирование программ по медицинскому обслуживанию особых групп граждан Канады, включая ветеранов войны, представителей коренного населения, в том числе проживающих в резервациях, военнослужащих, сотрудников Канадской королевской конной полиции и заключенных исправительных учреждений. Вместе с тем, управление, организация и непосредственное предоставление медицинских услуг основной массе населения является заботой каждой отдельной провинции/территории.

Среди других функций, выполняемых федеральным Министерством, можно отметить: поддержку научных исследований в области здравоохранения; формирование базы статистических данных, необходимых для успешной работы органов управления здравоохранения и медицинских учреждений на других уровнях; проведение различных мероприятий по защите здоровья населения, например таких, как осуществление контроля качества продуктов питания, эпидемиологических мероприятий, пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

В целом система здравоохранения Канады финансируется за счет прогрессивного налогообложения. От него освобождаются лишь лица старше 65 лет и малообеспеченные семьи. В одних провинциях/территориях финансирование осуществляется за счет общих налоговых поступлений и дотаций из федерального бюджета, в других эти источники дополняются обязательными взносами, которые взимаются с населения как разновидность подоходного налога. В последнем случае Федеральное правительство снижает ставку подоходного налога для того, чтобы правительства провинций/территорий смогли увеличить ставки местных налогов и сборов. Стоит отметить также, что в провинциях, где собираются обязательные сборы перечень предоставляемых медицинских услуг значительно шире.

В последние годы в целом расходы на здравоохранение составляют 9,3% национального валового продукта Канады. Так, общая сумма затрат в 1996 году равнялась 75,2 млрд. канадских долларов, это составляло 2510 канадских или 1663 американских долларов на человека, а в 1998 г. расходы на здравоохранение составили 2694 канадских или 1785 американских долларов на человека. Но уже с 1999 по 2004 г. федеральное правительство решило дополнительно выделить провинциям и территориям на нужды здравоохранения 11,5 млрд. канадских долларов.

На уровне провинций/территорий планирование, управление и финансирование региональных программ по оказанию медицинских услуг населению осуществляется правительствами, в каждом из которых существует свое министерство здравоохранения. Министерство здравоохранения провинции/территории выявляет стратегические направления, определяет цели и задачи, устанавливает минимальные стандарты, обеспечивает информационную поддержку в предоставлении различного рода информации и экспертных заключений для региональных управлений здравоохранения.

Каждая из провинций/территорий разделена на несколько регионов в каждом из которых существует свое региональное управление здравоохранения (regional health authorities). Провинциальные/территориальные Министерства здравоохранения обеспечивают межрегиональную координацию их деятельности и утверждают бюджеты этих региональных управлений. Управления здравоохранения должны ежегодно отчитываться перед Министерствами своих провинций/территорий обо всех проводимых мероприятиях, использовании ресурсов, программах и услугах, финансируемых программах и о состоянии здоровья населения в пределах своих юрисдикций.

Финансирование системы здравоохранения на уровне провинций и территорий осуществляется за счет двух источников. Во-первых, провинциальные/территориальные Министерства здравоохранения получают от федерального правительства определенную "базовую" сумму на реализацию конкретной программы, а во-вторых, добавляют к ней средства, полученные за счет введения налога с продаж, вычетов из зарплат, доходов от лотерей, или ежемесячных взносов в фонд оплаты медицинской страховки. Объем этих добавочных средств колеблется по каждой из провинций/территории в зависимости от таких факторов, как общее количество населения, количество населения, на которое рассчитано действие программы, фактор отдаленности и др. Обычно на здравоохранение провинциальные и территориальные правительства затрачивают 1/3 объема своих бюджетов.

Всякий раз, когда разрабатывается новая программа, федеральные и провинциальные чиновники совместно разрабатывают взаимовыгодную формулу, основанную на сравнении с образцами финансирования аналогичных программ в прошлом. Затем средства для каждой программы пересылаются (при помощи средств электронной связи) в региональные отделения.

На уровне регионов административная деятельность осуществляется региональными управлениями здравоохранения, основной задачей которых является непосредственный контроль за предоставлением медицинских услуг населению общественными и частными организациями.

Создание сети региональных управлений здравоохранения в административных районах провинций/территорий Канады позволяет: 1) поощрять наиболее эффективное и экономичное использование ресурсов лечебно-профилактическими учреждениями, путем определения набора услуг и видов лечения, которые бы наилучшим образом соответствовали условиям данного района и изменениям здоровья местного населения; 2) налаживать механизмы, стимулирующие повышение качества и уровня доступности медицинского обслуживания, через финансирование организаций, содействующих прогрессу и развитию инновационных технологий в сфере здравоохранения; 3) концентрировать внимание (поддерживать и финансировать) на пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний среди местного населения, а не на медицинских услугах, оказываемых по факту заболеваний.

В состав каждого регионального управления здравоохранения входят доверенные лица, представители населения, которые составляют Совет управления, представитель провинциального Министерства здравоохранения, а также исполнительный директор. Совет управления подотчетен провинциальному/территориальному Министерству здравоохранения, а назначение на должность исполнительного директора производится совместно Советом управления и провинциальным Министерством здравоохранения. Исполнительный директор регионального управления здравоохранения отчитывается непосредственно перед председателем Совета и вице-председателями, избранными по каждому профилю отчетности.

Каждое региональное управление здравоохранения составляет проект ежегодного бюджета на основании последних демографических данных и с учетом программ и услуг, необходимых для обеспечения здоровья населения регионов. Затем персонал, ответственный за реализацию той или иной программы, рассылает в общественные некоммерческие организации (обычно коалиции организаций, состоящие из нескольких партнеров) письма с приглашением участвовать в осуществлении данного проекта. Если организации, группы или коалиции в общинах принимают данные предложения, то в ответ присылают в региональные управления здравоохранения заявки на получение средств. В заявках содержится: обоснование необходимости реализации проекта, цели, которые надеются достичь исполнители, пути достижения этих целей, методы оценки результатов проекта, план бюджета, демонстрирующего как именно будут расходоваться средства. Далее заявки рассматриваются Комитетом или рецензионной комиссией, которые вырабатывают рекомендации провинциальным/территориальным министерствам по финансированию тех или иных общественных организаций.

На основании заявок региональные управления здравоохранения ведут переговоры с правительством провинции/территории об утверждении годового бюджета. После того как провинциальные/территориальные отделы направят просьбы о выделении средств в Федеральное Министерство здравоохранения и министр одобрит просьбу, денежные средства переводятся правительством провинции каждому региональному управлению здравоохранения. В свою очередь, региональные управления, сразу после утверждения бюджета, пересылают средства непосредственно в общественные организации, оказывающие услуги здравоохранения для проведения работы, предусмотренной теми или иными программами.

Финансовые отчеты и отчеты о проделанной работе должны направляться каждым управлением здравоохранения правительству провинции/территории ежеквартально и за весь год. Региональные управления здравоохранения несут ответственность за выработку эффективного механизма распределения финансов внутри своих районов и отчитываются перед правительствами о том, как были израсходованы средства. Неиспользованные средства внутри департаментов управления здравоохранения возвращаются на общий счет и используются для покрытия перерасходов по другим департаментам. Положительный и отрицательный балансы по каждому из департаментов учитываются при составлении бюджета на следующий год.

В своей работе региональные управления здравоохранения опираются на местные комиссии по здоровью, которые обеспечивают доступ населения к медицинскому обслуживанию, предоставляют информацию по программам здравоохранения, видам услуг, учреждениям и имеющимся методам лечения. Местные комиссии по здоровью позволяют существующим советам общин и местным организациям быть представленными в качестве совещательной стороны в деятельности региональных управлений здравоохранения.

Каждое региональное управление здравоохранения заботиться об улучшении медицинского обслуживания населения на подотчетной ей территории. Это осуществляется за счет перераспределения ресурсов, унификации выполняемых функций и создания новых программ по предоставлению услуг. Для унификации системы предоставления медицинских услуг населению управления здравоохранения отчитываются перед министерствами провинций/территорий по следующим пунктам: 1) пропаганда здорового образа жизни; 2) профилактика заболеваний и травм; 3) первичная и вторичная помощь при тяжелых формах заболеваний; 4) услуги по реабилитации; 5) долгосрочный уход за больными. Конкретные схемы и методики осуществления специфических программ и оказания услуг в соответствии с указанными пунктами определяются учреждениями, предоставляющими услуги. Контроль за реализацией программ и оказанием услуг производится региональными управлениями здравоохранения на постоянной основе с помощью разнообразных методов оценки и ревизий обслуживания, проводимых на местном уровне.

Установление географических границ районов облегчают планирование и координацию обслуживания, а также сбор данных по демографии и другим вопросам, касающимся здоровья населения. Для того, чтобы обслуживание по полному профилю предоставляемых услуг было эффективным, требуется наличие от 35 тыс. до 100 тыс. чел. населения в сельской местности, и от 100 тыс. до 500 тыс. чел. в районах с большой плотностью населения. При определении географических районов также принимаются во внимание: демографический и этнический состав населения, система направлений на медицинское обслуживание, существующая на местах, виды транспорта и зоны коммерческой активности организаций, предоставляющих медицинские услуги.

На местном уровне предоставление медицинских услуг осуществляется частными некоммерческими организациями, образующими сеть медицинских центров "Медикэр". Эти организации могут быть местными, региональными и общенациональными. Они могут быть формально связанными с различными правительственными органами, занимающимися выработкой политики и планированием на разных уровнях и вовлекаться в проведение любых программ по здравоохранению. Нередко такие организации объединяются для планирования и проведения совместных мероприятий по решению общих проблем.

Некоммерческие организации создаются заинтересованными лицами. Как правило они избирают Совет директоров, который управляет деятельностью организации путем выработки основополагающих направлений, принципов работы и подбора кадров. Количество руководящих сотрудников, а также объем их полномочий может быть различным в зависимости от размеров организации и вида осуществляемой ею деятельности. Так, например, организация может представлять собой офис, в котором одни сотрудники осуществляют работу по связи с основными корпорациями, а другие, непосредственно работают с населением.

Среди принципов работы общественных организаций, позволяющих осуществлять тесную связь между правительственными органами и группами населения, а также создавать атмосферу доверия между всеми участниками процесса, можно выделить следующие:

1) предоставление услуг в рамках социальных норм и ограничений;

2) уважение к убеждениям, традициям и ценностям, как отдельных личностей, так и всех групп обслуживаемого населения;

3) поддержка развития местного лидерства за счет предоставления клиентам возможности вносить свои предложения по улучшению обслуживания и изменению качества процедур;

4) поощрение стремления работников к переменам, внедрению различного рода инноваций, а также признание любого, пусть даже небольшого, индивидуального и коллективного успеха;

5) получение и расширение объема ресурсов через бартер, кредит и поиск добровольных помощников.

Работая с населением общественные организации осуществляют сбор необходимой информации и часто сами планируют процесс обслуживания населения в зависимости от наличия ресурсов (финансовых средств, материалов, набора услуг и людей).

Для осуществления своей деятельности общественные организации привлекают самые разнообразные источники пополнения ресурсов. Так, денежные средства могут поступать от контрактов с правительствами, грантов различных фондов, оплаты за предоставление услуг, а также добровольных пожертвований от компаний, религиозных организаций, различных ассоциаций, профсоюзов и отдельных лиц. Это требует разработки плана партнерской деятельности с четким распределением ролей, обязанностей и отчетности, учитывающего потребности каждого из партнеров.

Для получения денежных средств в условиях жесткой конкуренции любая общественная организация должна продемонстрировать финансирующей стороне свои преимущества, доказать, что ее программа, на реализацию которой будет направлены средства, соответствует критериям финансирования, представить доказательства способности достигать ожидаемых от нее результатов при оказании необходимых услуг населению. Приняв условия, поставленные инвестором, она в дальнейшем обязана в соответствии с поставленными целями реализовать задачи, вовремя предоставить отчетность, нести финансовую ответственность и обеспечивать позитивный образ спонсоров в глазах общественности.

Реализация программ включает в себя выработку и следование общему плану мероприятий, получение и распределение финансовых средств, прием на работу основных исполнителей (служащих, врачей, медперсонал) и выполнения задач по улучшению здоровья населения. При планировании и проведении мероприятий по обслуживанию населения общественные организации могут разрабатывать различные схемы в зависимости от складывающихся общественных и политических условий. С одной стороны, на принятие решений могут влиять потребности самого обслуживаемого населения, а с другой, возможности финансирования, создаваемые благодаря политике правительств. Но в обоих случаях общественные организации должны предоставлять финансирующей стороне подробную информацию с целью рекламы собственной деятельности. Широкая реклама деятельности необходима с целью объяснения значимости программы для всех вовлеченных сторон: политиков, государственных служащих, работников, предоставляющих услуги и самих групп населения, которым эти услуги оказываются.

Предоставление медицинских услуг населению.

В Канаде существует развитая и хорошо организованная система больниц, как многопрофильных, так и специализированных. Кроме того, в стране создана широкая сеть медицинских центров, удачно сочетающих лечебную и профилактическую работу с обучением населения основам здорового образа жизни. Эти больницы и центры имеют бюджетное финансирование в рамках различного рода программ. Более 95% всех канадских больниц работают по принципу частных некоммерческих организаций, управляемых местным советом директоров, организациями добровольцев или муниципалитетами. Наряду с этими организациями, финансируемыми государством, в Канаде существуют и частнопрактикующие врачи и частные клиники.

Система предоставления медицинских услуг населению опирается в основном на терапевтов первичной медицинской помощи, которые составляют 51% всех практикующих в стране терапевтов. Первичная медицинская помощь предоставляется населению в медицинских офисах (аналог поликлиник в России). Особенно широко в Канаде распространена система семейных врачей-терапевтов. Они являются посредниками между пациентом и формальной системой здравоохранения, и контролируют доступ к большинству врачей-специалистов, больничному уходу, диагностическим проверкам и выписываемым по рецепту лекарствам.

Большинство докторов имеют свою частную практику. За оказанную медицинскую помощь, в установленных провинциальным/территориальным правительствами рамках, они выставляют счета в адрес провинциальной медицинской страховой компании. Врачи-терапевты и медицинские сестры, не имеющие частной практики и работающие в системе общественного здравоохранения получают либо установленный оклад непосредственно из бюджетов провинциальных/территориальных правительств, либо плату в зависимости от количества оказанных медицинских услуг. Следует отметить, что фиксированная зарплата врачей постоянно работающих в клиниках и стационарах позволяет заметно сокращать расходы на медицинские услуги в целом. Однако попытки со стороны правительств ввести фиксированную заработную плату для врачей всегда вызывали протест со стороны последних.

Когда человек нуждается в медицинском уходе, он обращается к своему семейному врачу, или к терапевту в клинику и предъявляет карточку медицинского страхования, которая выдается всем гражданам Канады. Имеющий страховую карточку не платит непосредственно за оказанные ему услуги, если они покрываются страховым полисом. Однако, если пациент желает получить услуги, которые не покрываются обычной страховкой (зубоврачебная помощь, протезирование, обслуживание в частных лечебницах, стоимость очков и лекарств, выписанных по рецептам, некоторые хирургические операции), то он может дополнительно оплатить частную страховку. Частная страховка может покрывать расходы на отдельную палату в больнице, стоимость назначенных лекарств, использование дополнительного оборудования, а также оплату услуг частных специалистов.

Люди, которые в силу своей болезни не могут содержать себя сами, а их семьи не в состоянии обеспечить им необходимый уход, помещаются в специальную больницу или пансионат. Основной задачей таких учреждений является обеспечение ухода за пациентом и поддержание всех жизненно важных функций, а также, когда это возможно, улучшение состояния его здоровья. Весь уход за больными в таких учреждениях осуществляется медицинскими сестрами. Врачи обычно лишь проводят осмотры. При необходимости врачи-специалисты используют оборудование и ресурсы больницы, а затем выставляют счета за оказанные услуги медицинской страховой компании.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Знакомство с работой двух департаментов, непосредственно занимающихся профилактикой и пропагандой здоровья населения: департамента пропаганды и программ здоровья (ДПиПЗ) и департамента медицинского обслуживания (ДМО) позволяет более подробно рассмотреть функционирование системы канадского здравоохранения на федеральном уровне.

Департамент пропаганды и программ здоровья.

Департамент пропаганды и программ здоровья осуществляет планирование и поддержку мероприятий, направленных на создание благоприятных факторов, определяющих здоровье населения в целом, в частности, способствующих решению проблем: занятости населения, социальной поддержке малообеспеченных семей, ликвидации бездомности, повышения образования, охраны окружающей среды, контроля за развитием детей в раннем возрасте и др. Сотрудничая с правительствами провинций/территорий и частными некоммерческими организациями "на местах" департамент обеспечивает общее руководство программ по работе со специфическими группами населения (например, выработка стратегий по сокращению курения среди молодых женщин) и по борьбе с наиболее сложными заболеваниями (ВИЧ, СПИД, раковые заболевания, диабет).

Работа ДПиПЗ осуществляется путем предоставления денежных средств через гранты или контракты (так называемые "соглашения по содействию, местным организациям") коалициям организаций, которые обычно включают: несколько некоммерческих групп, выступающих в качестве распорядителей денежных средств, региональные уровни правительства, провинциальные или территориальные уровни правительства, профессиональные организации и частные компании. Главный офис департамента производит отчисление "пакетов" финансовых средств своим региональным отделениям под соответствующие программы. Региональные отделение консультируются с правительствами провинций/территорий и неправительственными организациями на предмет приоритетности направлений, куда должны быть направлены средства. Затем обычно объявляется конкурс проектов, которые рассматриваются комиссиями, состоящими не только из государственных чиновников, но и представителей общественности, неработающих в государственных организациях. Комиссии рекомендуют проекты для окончательного утверждения федеральным Министром здравоохранения в Оттаве, после этого местные организации или коалиции реализуют утвержденные проекты.

Следует также отметить, что сотрудники департамента, ответственные за программы, обеспечивают поддержку и консультирование при осуществлении проектов. Обычно разработчики проектов сами устанавливают критерии оценки эффективности своего проекта, и процедуры определения того, что может быть улучшено в дальнейшем. Однако, сотрудники департамента по исследованиям и разработкам оказывают им поддержку при проведении проектов через контакты с исследовательскими группами в университетах, разрабатывающими модели оценки успешности программ. Кроме этого, сотрудники отделений по "социальному маркетингу" оказывают помощь работникам подразделений программ в разработке стратегий связи с населением.

Программы, финансируемые Департаментом пропаганды и программ здоровья в 2000 г.:

1. Программа по развитию детей младшего возраста коренной национальности (AHS) предполагает помощь в разработке и внедрении мероприятий по здоровому развитию детей в дошкольный период, которые должны проводиться на местном уровне и с учетом культурных традиций коренного населения.

2. Программа действий против СПИДа на местном уровне, Канадская стратегия по ВИЧ/СПИДу (АСАР) предполагает развитие и укрепление потенциала организаций местного уровня в работе против распространения ВИЧ/СПИДа путем целенаправленного обучения населения приемам профилактики здоровья, а также создания атмосферы поддержки для людей-носителей вируса и больных. По данной программе поддержка оказывается как по проектному, так и операционному финансированию.

4. Программа дородового питания (CPNP) помогает общественным организациям решать вопросы здоровья беременных женщин, обеспечивать благоприятные условия для нормального протекания беременности тем, кто входит в группы риска. С целью привлечения большего внимания к здоровью детей и их правильному развитию программа поощряет грудное кормление и оказывает поддержку матерям в течение 12 месяцев после рождения ребенка.

5. Программа действий на местах по защите детей (САРС) помогает группам населения на местах решать проблемы здоровья, образования и развития детей (в возрасте до 6 лет), через поддержку семей, входящих в группу риска.

6. Фонд здоровья населения (PHF) усиливает потенциал общественных организаций на местном уровне и поддерживает проведение мероприятий, касающихся детерминант здоровья (социальная поддержка некоторых групп населения, повышение уровня образования, создание благоприятной экологической среды), а также инициатив, которые способствуют совместному планированию и координации действий между различными организациями в решении этих проблем.

Из средств Фонда здоровья населения также осуществляется поддержка Программы активизации деятельности на местном уровне (CAP), которая предназначена для развития местных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья и окружающей среды. В дополнение к этому, средства на проведение данной программы в регионах предоставляет федеральное Министерство охраны окружающей среды, что может служить примером межведомственного сотрудничества на федеральном уровне.

7. Программа исследований и профилактики гепатита С Осуществляет поддержку региональных и местных организаций в оказании помощи лицам, больным или инфицированным гепатитом С. Реализация данной программы призвана способствовать более глубокому пониманию среди населения характера и влияния гепатита С на здоровье, а также повысить уровень поддержки больных данным заболеванием среди местных жителей.

С весны/лета 2000 г. департамент пропаганды и программ здоровья водит новые программы:

8. Программа по разработкам и внедрению новых методик здравоохранения в сельской местности и удаленных населенных пунктах предназначена для поддержки и расширения возможностей местных организаций в проведении мероприятий по усилению основных факторов (детерминант здорового образа жизни), влияющих как на здоровье отдельных людей, так и жителей поселений в целом, проживающих в сельской местности и удаленных населенных пунктах. Данная программа включает в себя также поддержку разработок в области стратегии развития здравоохранения в сельской местности.

9. Программа по борьбе с диабетом предназначена для развертывания и усиления пропаганды, разъясняющей населению необходимость проведения профилактических мероприятий против распространения диабета типа II. Работа по программе предусматривает связь с программами здорового питания и активного образа жизни.

10. Программа по борьбе с курением. Профилактика и сокращение курения среди молодежи является ключевым элементом программы. Департамент пропаганды и программ здоровья несет ответственность за выполнение федерального Закона о курении 1997 г. в Альберте, Северо-Западных Территориях и Нунавуте. Согласно этому закону в рамках программы проводиться культурно-просветительная работа по ограничению доступа несовершеннолетних к табачным изделиям и осуществляется контроль за рекламной деятельностью табачных компаний.

Департамент медицинского обслуживания.

Одной из функций возложенных на федеральное правительство канадской конституцией является прямое медицинское обслуживание специфических групп населения, включая представителей коренных национальностей, проживающих на резервациях. Департамент медицинского обслуживания (ДМО), являясь частью федерального Министерства здравоохранения Канады, осуществляет медицинское обслуживание граждан, которые имеют статус индейцев и инуитов (эскимосов), а также лиц, проживающих в резервациях. Планирование и предоставление медицинских услуг производится благодаря работе нескольких региональных и местных медицинских центров, сети больниц, фельдшерских пунктов, поликлиник и других медицинских учреждений, многие из которых находятся в удаленных и труднодоступных районах.

Перед ДМО стоят две основные задачи: 1. Обеспечивать доступ к медицинскому обслуживанию статусных индейцев, инуитов, а также населения, проживающего в отдаленных регионах Канады (таких как территория Юкон). 2. Осуществлять пропаганду здорового образа жизни среди указанных групп населения и проводить мероприятия по профилактике различных заболеваний. Тем самым, помочь им достичь уровня здоровья, сравнимого с тем, который имеется у других канадцев, проживающих в более благоприятной местности.

Имеющийся в настоящее время бюджетный пакет на охрану здоровья статусных индейцев и инуитов был принят в 1994 г. Его объем составляет около 1 млрд. долларов. Эти денежные средства используются для удовлетворения потребностей медицинского обслуживания приблизительно 650 тыс. коренных жителей Канады.

Работники департамента медицинского обслуживания полагают, что решать проблемы улучшения здоровья статусных индейцев и инуитов, возможно лишь исходя из приоритетов, целей и конкретных задач, определенных этими народами самостоятельно. Статусным индейцам и инуитам следует передать необходимые ресурсы здравоохранения и оказать консультационную помощь в их рациональном распределении. В будущем предполагается, что эти народы смогут достичь самостоятельности при разработке программ по охране здоровья, автономии в управлении системой предоставления медицинских услуг и обрести навыки оптимального использования ресурсов.

Организационная структура Департамента медицинского обслуживания состоит из трех подразделений: 1. Управления программ здоровья для статусных индейцев и инуитов. 2. Управления по предоставлению сверхстраховочных медицинских услуг. 3 Управление по выработке программной политики, планирования и секретариат по вопросам перехода к самоуправлению 4. Секретариата по северным вопросам.

1. Управление программ здоровья для статусных индейцев и инуитов (УПЗИИ) совместно с региональными подразделениями департамента медицинского обслуживания, а также организациями статусных индейцев и инуитов выполняет следующие функции:

1. Осуществляет наблюдение за состоянием здоровья населения, проводит исследования различных проблем для того, чтобы облегчить организациям статусных индейцев и инуитов процесс самостоятельной разработки программ по сохранению и улучшению здоровья.

2. Планирует и делегирует полномочия по разработке программ (финансируемых федеральным Министерством здравоохранения) организациям статусных индейцев и инуитов, с целью более эффективной организации обслуживания коренного населения и жителей отдаленных районов Канады.

3. Осуществляет координацию действий по реализации программ совместно с другими управлениями и региональными отделениями департамента медицинского обслуживания, а также различными организациями статусных индейцев и инуитов. Контролирует процессы разработки программ, их реализации и оценки эффективности.

4. Защищает интересы статусных индейцев и инуитов в федеральных и провинциальных органах власти при обсуждении вопросов финансирования соответствующих программам, предоставления ресурсов и обслуживания населения.

5. Ведет активную работу по улучшению качества медицинского обслуживания статусных индейцев, инуитов и их семей, по профилактике и лечению различных заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании и токсикомании. Проводит исследования по влиянию окружающей среды на их здоровье, а также осуществляет анализ различной информации, касающейся здоровья этих групп населения.

Относительно здоровья статусные индейцы и инуиты традиционно придерживаются комплексного, целостного подхода. Здоровье человека рассматривается не просто как отсутствие болезни, а прежде всего как физическое, социальное, эмоциональное и духовное благополучие. Таким образом большое внимание уделяется не только здоровью конкретного человека, но и здоровью его семьи, а также всего населения поселка, в котором он проживает. В соответствии с этим, управление (УПЗИИ) разрабатывает и реализует на местном уровне программы по охране здоровья статусных индейцев и инуитов, которые включают в себя: лечение алкогольной, наркологической и др. зависимостей, улучшение качества продуктов питания, контроль за протеканием беременности и детского развития, охрану здоровья женщин и детей, практику поселковой сестринской работы.

Несмотря на успехи последних лет, структура заболеваемости среди статусных индейцев и инуитов продолжает сохранять черты, характерные для населения развивающихся стран. Это особенно проявляется при распространении таких заразных заболеваний как туберкулез и гепатит С, когда основную роль в их распространении играют плохие жилищные условия, неполноценное питание и небезопасные источники воды. В дополнение к этим заболеваниям, во многих поселениях у статусных индейцев и инуитов наблюдаются диабет, рак и сердечно-сосудистые заболевания, которые характерны в большей мере для населения "высокоразвитых" стран. Также у коренного населения существует много проблем, связанных с ВИЧ и СПИДом. Основной объем мероприятий по профилактике и борьбе с тяжелыми инфекционными заболеваниями приходится на гепатит С, ВИЧ/СПИД и туберкулез.

2. Управление по предоставлению сверхстраховочных медицинских услуг. Программы по сверхстраховочным медицинским услугам (СМУ) предоставляют зарегистрированным индейцам, инуитам и представителям народности Инну, широкий спектр дополнительных медицинских услуг, которые не покрываются обычной страховкой, действующей в рамках частных или провинциальных/территориальных программ. Сверхстраховочные медицинские услуги включают в себя: стоматологическую помощь, офтальмологическую помощь, краткосрочное психиатрическое лечение, обеспечение медикаментами, современными медицинскими материалами и оборудованием, а также транспортировку больных к месту лечения.

В составе управления по предоставлению сверхстраховочных медицинских услуг работают следующие структурные подразделения:

Подразделение анализа программ и планирования проводит необходимые для разработки программ СМУ исследования, консультирует организации коренных народов, а также дает им рекомендации по выработке стратегий управления при реализации местных программ.

Подразделение операционной поддержки осуществляет информационное и технологическое обеспечение при проведении программ СМУ, координирует и решает вопросы, относящиеся к реализации региональных программ.

Подразделение компенсаций по сверхстраховочным медицинским услугам несет ответственность за выработку политики, разработку перечня сверхстраховочных услуг, исходя из стратегий управления и имеющихся ресурсов.

Подразделение связи с организациями коренных народов предоставляет этим организациям информацию о перечне дополнительных медицинских услуг и условиях их получения, поддерживает совместные пробные проекты Департамента медицинского обслуживания и Ассамблеи коренных народов, а также оказывает помощь региональным структурам в передаче своих полномочий организациям коренных народов.

3. Управление по выработке программной политики, планирования и секретариат по вопросам перехода к самоуправлению. Данное управление предназначено для создания благоприятных условий передачи организациям статусных индейцев и инуитов полномочий по проведению местных программ здоровья и медицинского обслуживания. Оно занимается выработкой политики, осуществляет мероприятия по финансированию, планированию стратегий, проведению переговоров и заключению соглашений о самоуправлении с коренными народами.

Управление по выработке программной политики, планирования и секретариат по вопросам перехода к самоуправлению имеют следующую организационную структуру:

Подразделение программной политики и планирования, несет ответственность за разработку политической стратегии Управления и ДМО в соответствии с положением о переносе полномочий по осуществлению местных программ здоровья организациям коренных народов.

Подразделение финансовых мероприятий разрабатывает способы финансирования программ здравоохранения, которые способствуют передаче организациям коренных народов полномочий по предоставлению медицинского обслуживания населению.

Секретариат по вопросам самоуправления является подразделением, которое отвечает за проведение переговоров Департамента медицинского обслуживания с коренными народами по созданию системы самоуправления.

Подразделение по операционному и информационному управлению осуществляет информационное обеспечение при принятии и реализации различных управленческих решений.

4. Секретариат по северным вопросам. Для обеспечения координированного подхода к проведению программ ДМО для статусных индейцев и инуитов в северных регионах Канады, федеральное Министерство здравоохранения создало новую организационную единицу - Секретариат по северным вопросам. Данный секретариат будет отвечать за выработку стратегических подходов в политике и финансирование всех программ ДМО, разрабатываемых для статусных индейцев и инуитов, которые проживают севернее 60-й широты.

 

Нунавут - новое территориально-административное образование в составе Канады.

История создания и ключевые черты самоуправления. "Нунавут" означает на языке инуктикут "наша земля". Территория нового субъекта федерации простирается в центральной и восточной части арктической Канады. В прошлом как западная, так и восточная части носили название Северо-Западных Территорий. В настоящее время название Северо-3ападные Территории относится только западной части. Образование новой Территории в составе Канады состоялось 1-го апреля 1999 г. Перед этим, в 1993 г. Канадский Парламент утвердил Соглашение по правам на землю в Нунавуте, которое является договором о передаче коренному населению (инуиты/эскимосы) прав федерального правительства на самую большую по размерам территорию, которая когда-либо им передавалась в канадской истории. Ключевыми элементами соглашения являются:

1. Равное представительство коренного населения и федерального правительства в комиссиях по природе и животным, управлению природными ресурсами и охране окружающей среды.

2. Перевод денежных средств в сумме 1,148 миллиардов долларов в течение 14 лет.

3. Исходя из характера соглашения по правам на землю, предусматривается создание органов самоуправления для коренного народа (т.е., в виду того, что большинство населения является представителями коренного народа, избранные представители, которые будут осуществлять управление Территорией, будут в большинстве инуитами, и таким образом, культурные традиции инуитов окажут очень сильное влияние на то, каким образом будет производиться управление Территорией).

4. Главные органы народовластия будут включать выборное Законодательное Собрание (19 членов, которые будут избираться в качестве частных лиц, не представляющих политические партии), кабинет министров и территориальный суд.

5. Начиная с апреля 1999 г. продолжается постепенная передача правительству Нунавут функций управления такими ключевыми сферами, как культура, общественный жилищный фонд, здравоохранение. Завершение процесса ожидается в 2009 г.

Общие сведения о Нунавуте:

Площадь: 1994000 кв.км.; средняя температура воздуха в феврале - 27°С, и +8°С в июле. Население: 27500 чел. (1999 г.), из которых 20500 являются инуитами. Столица: Икалуит (население 4200 чел.). Языки: инуктикут (со многими диалектами), инуиннактун, английский и французский.

Программы федерального Министерства здравоохранения в Нунавуте в настоящий период несут в себе два основных подхода: 1. Непосредственное направление средств в поселения (Департамент пропаганды и программ здоровья), т.е., местные организации финансируются непосредственно федеральным правительством, при этом средства не проходят предварительно через другой уровень правительства. 2. Делегирование полномочий по проведению программ правительству Территории, которое в этом случае будет представителем (агентом) федерального Министерства здравоохранения (Департамент медицинского обслуживания).

Позитивные черты прямого направления средств заключаются в том, что рабочее партнерство с местными группами, осуществляющими проект, позволяет совершенствовать управление и развивать потенциал местных организаций, а также способствует наведению контактов между местными группами и общественными объединениями, которые проводят работу по сходным направлениям, по всей стране. При этом все заинтересованные стороны смогут получить пользу от обмена знаниями и опытом.

Отрицательными сторонами прямого направления средств является: во-первых, то, что государственные органы, осуществляющие управление и поддержку программ, нуждаются в сильной инфраструктуре и сотрудниках, обладающих разнообразными навыками и знаниями, а это повышает затраты. Во-вторых, местные организации должны в своей работе соблюдать процедуры, установленные федеральным и территориальным правительствами, и таким образом, значительное количество времени должно тратиться на организационные мероприятия по проекту, а не на фактическую работу по нему.

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАНАДСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Организация и финансирование системы здравоохранения в Канаде.

1. Система здравоохранения в Канаде динамична и очень быстро реагирует на изменения происходящие в обществе. Это достигается благодаря отлаженной системе работы правительств разных уровней с местными организациями в общинах.

К.Д. Смит, доктор социологии, старший консультант по вопросам научных исследований Канадского приполярного института при университете провинции Альберта: "...система здравоохранения в Канаде очень динамична. Информация и предложения идут как снизу в верх, когда предложения поднимаются с местного уровня до правительства, так и наоборот, сверху в низ, когда правительственные программы осуществляются на местном уровне".

Н.К. Макферсон, старший консультант по вопросам общественного здравоохранения Канадского приполярного института при университете провинции Альберта: "Одна из проблем, которая стоит перед провинциями заключается в разработке программ работы с общественностью. Исторически сложилось так, что федеральное правительство определяло, какие медицинские услуги должны оказывать провинции. Сейчас же производится опрос провинциального населения, о том, какие медицинские услуги им наиболее необходимы".

Н.К. Макферсон: "...думаю, что общественность в силах определить, какие медицинские услуги необходимы, учитывая как климатические, так и географические особенности. Серьезной проблемой системы здравоохранения на местном уровне является предоставление доступной информации населению, на основе которой оно сможет принимать решения".

2. Источники финансирования Канадской системы здравоохранения различны. Во-первых, это федеральные и провинциальные налоги, во-вторых, частные пожертвования и помощь благотворительных организаций, в-третьих, средства самих пациентов.

К.Д Смит: "Хорошее здравоохранение стоит очень дорого. В среднем по всей территории Канады около 20 % налогов идет на нужды здравоохранения... Если обратить внимание на бюджет провинций, то одна треть всех затрат составляют средства, расходуемые ими на нужды здравоохранения. Размер налога в каждой провинции различен. Федеральное правительство отправляет средства провинциям для системы здравоохранения, местные власти могут по своему усмотрению направлять часть подоходного налога на медицинское обслуживание. Например, годовой бюджет провинции Альберта составляет 15 млрд. долларов, а на здравоохранение выделяется примерно одна треть этой суммы".

3. Общественные организации, оказывающие медицинские услуги населению на местном уровне, нередко привлекают бизнесменов и частные корпорации в оказании финансовой и другой помощи. За это они могут получать незначительные налоговые льготы, но самое главное - обретают определенный имидж у населения.

Х. Хантер, исполнительный директор кооператива по оказанию социальных и медицинских услуг населению "Бойл стрит": "Очень важно что мы получаем пожертвования от частных организаций и спонсоров, поскольку это очень эффективное средство поддержки системы здравоохранения в стране. Мы просто идем к ним и просим оказать такую помощь. В 10% случаев они ее оказывают. Спонсоры могут получить небольшие сокращения в оплате определенных налогов, но зачастую они заинтересованы в моральном аспекте работы по оказанию медицинской помощи, стараясь поддерживать определенный имидж у населения тех общин, которым выделяют пожертвования. Кроме этого, оказывая помощь, они осуществляют определенную рекламу своей деятельности, своего бизнеса".

4. Среди канадских политиков существует два противоположных мнения по поводу финансирования здравоохранения: одни говорят, что государство должно полностью оплачивать систему здравоохранения, другие же считают, что лишь частично. Дискуссия по данному вопросу еще продолжается и политики пока не пришли к единому мнению.

К.Д. Смит: "Финансирование происходит следующим образом: на федеральном уровне правительство выделяет трансферты, а на местном - сами провинции находят средства для финансирования здравоохранения, например, введение специальных местных налогов. Если провинция не может предоставить какую-либо медицинскую услугу по причине нехватки средств, то правительство обязано выделить средства этой провинции, чтобы медицинская услуга была оказана в полном объеме и бесплатно. В Канаде активно ведутся политические дискуссии по поводу финансирования здравоохранения и предоставления медицинских услуг. Одна их них разворачивается вокруг требований провинций и территорий к федеральному правительству увеличить объемы финансирования. Второй вопрос, который также широко обсуждается, касается того насколько большой должна быть организация системы здравоохранения в провинции, чтобы она смогла оказывать все медицинские услуги и в полном объеме?...".

5. В Канаде решение проблем здравоохранения и контроль за предоставлением медицинских услуг населению в большей мере осуществляют местные общественные организации, а не государственные органы и учреждения.

К.Д. Смит: "...что касается отдела по распределению медицинских услуг на федеральном уровне, то он отправляет средства на места, и отвечает за их распределение. В одних общинах этот отдел имеет собственные структуры и поставляет средства, медикаменты и услуги, через собственных представителей на местах. В других общинах этот отдел отдает деньги органам местного самоуправления аборигенов, и средства распределяются ими самостоятельно".

6. Затраты на медицинское обслуживание аборигенного населения Канады не превышают стоимости затрат на здоровье других граждан. Как на одного коренного, так и некоренного жителя Канады планируется затратить в среднем 1785 американских долларов.

Х. Хантер: "Из всех денег, затрачиваемых на здравоохранение в целом, выделяется часть и расходуется на коренное население, в данном случае двойного финансирования не происходит. Этой части денег вполне достаточно, тем более, что существуют местные налоги и пожертвования".

К.Д. Смит: "1785 долларов, которые приходятся на каждого канадца - это средняя цифра и при ее подсчете уже учтены деньги, затрачиваемые в том числе и на здравоохранение коренного населения".

Х. Хантер: "Реально на представителей коренного населения Канады затрачивается даже меньше средств, потому что коренное население меньше обращается за помощью, и не исчерпывает всех средств, запланированных на их медицинское обслуживание".

Предоставление медицинских услуг населению Канады и их стоимость.

1. Медицинское обслуживание и медикаменты являются дорогостоящими в Канаде. Получать услуги по здравоохранению не имея страховки очень дорого и для бедного населения доступ к лекарствам превращается в серьезную проблему. Однако наряду с государственной существует система частного медицинского страхования.

Н.К. Макферсон: "Когда человек лечиться в больнице, то ему медикаменты отпускаются бесплатно, но когда он выписывается, то ему приходится покупать лекарства на свои деньги, но процент возмещения правительством суммы, потраченной на лекарства зависит от уровня дохода этого человека. Процесс возвращения денег зависит от того сколько налогов и в каком объеме он оплачивает. Для тех людей, которые не работают, или получают слишком маленькую зарплату существует специальная программа правительства поддержки, которая покрывает эти расходы".

Х. Хантер: "В Канаде помимо государственного страхования еще существует и другая система - система частного медицинского страхования по которой можно застраховаться на получение бесплатной медицинской помощи и услуг. Поэтому люди стараются получить работу именно на тех предприятиях, где они будут застрахованы на случай болезни".

П.Ю.К. Мосмэнн, менеджер научно-исследовательского отдела при Министерстве здравоохранения Канады: "Люди стремятся найти работу на таких предприятиях, которые могли бы покрывать их расходы на медикаменты и услуги врача на 80 - 100%. И каждый месяц как работодатель, так и работник отчисляют определенные суммы в фонд частного медицинского страхования".

2. Предоставлением медицинских услуг больным, страдающим хроническими заболеваниями занимаются местные медицинские центры, агентства и службы. Оплату лечения данной категории граждан и уход за ними в основном осуществляют родные и близкие этих людей, в отдельных случаях такую ответственность могут взять на себя организации местных общин.

Х. Хантер: "Работой по обеспечению людьми, которые бы приходили на дом к хроническим, в том числе и к психическим, больным и проверяли регулярность приема лекарств, ухаживали бы за ними занимаются местные центры, в том числе и центр в котором я работаю. Это как раз тот вопрос, при решении которого вышестоящие организации полностью полагаются на местные агентства и службы".

К.Д. Смит: "... если у человека рак и он лежит в больнице, тогда стоимость лечения полностью возмещается и лечение оказывается бесплатным. В том случае, если он страдает сахарным диабетом, лечится в поликлинике и живет в общине, куда поступают деньги, то все зависит от того, где он получает лечение, какова степень тяжести его заболевания, каковы его доходы или доходы его семьи".

3. Для предоставления медицинских услуг детям в Канаде действует единая система, та же, что и для взрослых. В стационарах помощь оказывается бесплатно. Однако если в поликлинике родители платят за лекарства и предоставляемые их детям услуги самостоятельно, то в этом случае стоимость лечения возмещается в зависимости от их дохода.

К.Д. Смит: "Врач-педиатр приходит в семью и определяет стоимость своих услуг в зависимости от дохода родителей ребенка. Если семья живет на дотации государства, то стоимость рецепта, выписанного доктором полностью оплачивается государством, если же семья малообеспеченная, то стоимость лекарств, обозначенных в рецептах, покрывается лишь частично. В любом случае осуществляется индивидуальный подход по обеспечению населения медицинскими услугами, но в каждом конкретном случае все решает врач".

4. В Канаде очень высокий уровень вакцинации населения, благодаря этому удается избежать распространения многих заболеваний. Однако вакцинации подвержено не все население Канады, а лишь лица ведущие оседлый образ жизни.

Н.К. Макферсон: "Среди населения Канады не наблюдается таких заболеваний как паротит и клещевой энцефалит. Вакцинация делается против полиомиелита и других заболеваний, благодаря этому многие из болезней не распространяются".

Н.К. Макферсон: "...иногда семья не имеет постоянного места жительства. Таких людей можно найти следующим образом: 1) на новом месте жительства работодателю зачастую требуется справка о полной вакцинации человека; 2) такая же справка требуется и в учреждениях образования; 3) если с человеком случается какой-либо несчастный случай, например он попадает в автомобильную аварию, то в больнице его спрашивают о том, проводились ли с ним вообще вакцинации и какие в частности; 4) когда люди начинают путешествовать и выезжать за границу также требуются справки о вакцинации".

Проблемы медицинских работников и подготовка кадров для системы здравоохранения в Канаде.

1. Врачи в Канаде считаются одной из самых высокооплачиваемых категорий граждан. Вместе с тем, основной проблемой канадских медиков, особенно работающих в сельских районах, является постепенное увеличение количества рабочего времени при сохранении уровня оплаты труда.

К.Д. Смит: "В настоящее время терапевты работают все больше и больше, тогда как среднее количество рабочих часов у них равняется 60 часам в неделю. Нагрузка возрастает в основном у тех врачей, которые в основном работают в общинах. Фельдшерам сутками приходиться работать в общинах. К сожалению в Альберте до сих пор ощущается недостаток врачей в сельских районах, а городские терапевты получают более высокую зарплату и не желают расставаться с благами цивилизации".

К.Д. Смит: " В Канаде большинство докторов являются частными врачами. Им платят за каждый час каждого пациента, которого они принимают. Очень мало таких терапевтов, которым выплачивают просто зарплату. Выплата стабильной заработной платы для всех врачей - это один из тех моментов, который пытаются сегодня осуществлять на провинциальном уровне. Но каждый раз, как только поднимается вопрос о том, чтобы перевести терапевтов на уровень зарплаты, они отказываются, так как считают более выгодным для себя получать деньги за лечение каждого пациента".

2. Подготовка медицинских работников для системы здравоохранения Канады на 75% оплачивается из местных бюджетов провинций и территорий. Местные правительства, в зависимости от складывающихся потребностей и возможностей финансирования, делают заказ учебными заведениями на подготовку специалистов.

К.Д Смит: "Местные власти в Канаде выделяют субсидии на образование. Студент платит 25% от всей стоимости обучения, а остальную сумму институту платит правительство. Это осуществляется практически на всех уровнях подготовки кадров как на уровне медсестер, так и на уровне врачей. В последнее время вопрос заказа, востребования медсестер и врачей регионами - это вопрос политики".

Н.К. Макферсон: "Каждый университет договаривается с провинцией, сколько им необходимо мест для обучения медсестер и врачей. Это решение зависит от общего состояния медицинского обслуживания в провинции, а также от ее финансового состояния".

3. В Канаде существуют отдельные программы, нацеленные на подготовку национальных кадров в том числе и для системы здравоохранения. Однако каких-либо особых прав или привилегий для поступления в учебные заведения представители коренного населения не имеют.

Н.К. Макферсон: "В Канаде есть специальные программы нацеленные на обучение коренного населения страны. Три самых популярных направления - это обучение на врачей, медсестер и социальных работников. У нас два разных пути получения образовательных услуг: 1) когда представители аборигенного населения сами, выбирав себе колледж или институт, приезжают и обучаются 2) когда представители высших учебных заведений выезжают на места проживания коренного населения и предоставляют свои образовательные услуги. В первом случае есть опасность в том, что обучившись, став специалистами, представители коренных народов не желают возвращаться на свои родные места".

Н.К. Макферсон: "Для всех поступающих в высшие учебные заведения Канады существует, такая же как и в России, система экзаменов. Представители аборигенного населения сдают экзамены как и все остальные жители Канады, но если им требуется какая-то дополнительная подготовка, то они могут окончить специальные подготовительные курсы - это поможет им сдать экзамены на общих основаниях".

 

Права, статус и здоровье аборигенного населения Канады.

1. Права коренных жителей Канады, как и права всех остальных граждан защищаются государством, однако в силу исторически сложившихся обстоятельств аборигенное население Канады обладает особым социальным статусом, который дает им некоторые дополнительные права.

Х. Хантер: "Как на уровне правительства Канады, так и на уровне простых людей проводится разница между коренным и некоренным населением. В прошлом цели канадского правительства заключались в том, чтобы уничтожить коренное население, либо ассимилировать его. Коренное население долгое время было лишено многих прав. Сегодня мы верим в равные права абсолютно всех людей, и пересматриваем то, что причиняло так много зла коренному населению. Сейчас в Канаде с помощью специальных программ пытаются устранить последствия того отрицательного отношения. Мы считаем, что многого достигли в этом направлении, так произошли значительные изменения в системе образования и сфере предоставления медицинских услуг. Несмотря на то, что проблем еще достаточно, в настоящее время численность коренного населения достигает 3 миллионов человек. Кроме этого, следует отметить, что за последние пятнадцать лет у этих народов происходит процесс само осознания и понимания своего социального статуса. Они уже осознают себя как нацию внутри нации и гордятся этим".

Ю.В. Попков, доктор философских наук, зав. сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН: "В Канаде существует серьезная проблема с определением статуса метисов. Я был на севере Канады и разговаривал там с одним из представителей метисов, высказывавшего точку зрения, согласно которой, метисы - единственная аборигенная группа населения, так как считается, что индейцы и эскимосы пришли в Америку с других континентов, в частности из Азии. Поэтому единственные кто родился в Канаде и имеет индейскую кровь - метисы, а это означает, что они также должны иметь определенные привилегии".

Х. Хантер: "Первоначально метисами в Канаде считались люди, родившиеся от брака индейских женщин и французских торговцев мехами. Но сейчас метисами называют любое этническое смешение крови, и как верно отметил Юрий Владимирович, сейчас метисы говорят, что они тоже отдельная нация. Сегодня в провинции Альберта для того, чтобы принадлежать к обществу метисов, или для того, чтобы получить статус аборигена, нужно иметь на 1/8 кровь индейца".

2. Сравнение общих показателей здоровья всего населения Канады и аборигенного населения позволяет выявить не только специфику заболеваний но и тенденции их развития среди коренных жителей.

К.Д. Смит: "В целом здоровье населения Канады в последнее десятилетие значительно не меняется. Но если посмотреть на картину заболеваемости какой-то определенной болезнью, или в какой-либо определенной группе, то тогда можно заметить тенденции и роста, и снижения заболеваемости. Например, существует проблема с возрастанием заболеваемости туберкулезом. Аборигенное население находится в более сложной ситуации, так как, с одной стороны, страдает болезнями, характерными для населения развивающихся стран (туберкулез, гепатит А, и др.), а, с другой стороны, болезнями, характерными для населения развитых стран (сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.). Специалисты по-разному объясняют причины данного явления. Одни говорят, что проблемы проистекают из-за утраты этими народами традиционного образа жизни и культуры. Другие считают причиной недостаточное финансирование социальных программ, третьи полагают, что всему виной является бедность. На самом деле причины этой тенденции могут быть различны".

3. Среди основных показателей здоровья коренного населения Канады специалисты прежде всего обращают внимание на уровень рождаемости, смертности и продолжительности жизни.

Х. Хантер: "У коренного населения очень высокий уровень рождаемости, и он даже выше чем у остального населения Канады, но средняя продолжительность жизни значительно короче чем у остального населения. Если средняя продолжительность жизни канадцев составляет 83 года, то для представителей аборигенного населения это 57 лет".

Материалы обобщили

Д.В.Ушаков, Ю.В.Попков

Hosted by uCoz