Межрегиональные специализированные медицинские центры Вестник межрегиональной ассоциации "Здравоохранение Сибири"
09/12/01 |
Об организации и финансировании системы здравоохранения в Канаде. Материалы семинаров (июнь 2000 г.) 1. Система здравоохранения в Канаде динамична и очень быстро реагирует на изменения происходящие в обществе. Это достигается благодаря отлаженной системе работы правительств разных уровней с местными организациями в общинах. Из выступления К.Д. Смита, доктора социологии, старшего консультанта по вопросам научных исследований Канадского приполярного института при университете провинции Альберта: "...система здравоохранения в Канаде очень динамична. Информация и предложения идут как снизу в верх, когда предложения поднимаются с местного уровня до правительства, так и наоборот, сверху в низ, когда правительственные программы осуществляются на местном уровне". Из выступления Н.К. Макферсон, старшего консультанта по вопросам общественного здравоохранения Канадского приполярного института при университете провинции Альберта: "Одна из проблем, которая стоит перед провинциями заключается в разработке программ по работе с общественностью. Исторически сложилось так, что федеральное правительство определяло, какие медицинские услуги должны оказывать провинции. Сейчас же производится опрос провинциального населения, о том, какие медицинские услуги им наиболее необходимы". А.А. Модестов, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМТН и РАЕН, зав. кафедрой медицинского страхования, менеджмента и маркетинга Красноярской государственной медицинской академии: "Как Вы полагаете, медицинская культура населения позволяет адекватно формировать медицинские услуги"? Н.К. Макферсон: "Думаю, что общественность в силах определить, какие медицинские услуги необходимы, учитывая как климатические, так и географические особенности. Одной из проблем системы здравоохранения на местном уровне является предоставление доступной информации населению, на основе которой оно сможет принимать решения". 2. Источники финансирования Канадской системы здравоохранения различны. Во-первых, это федеральные и провинциальные налоги, во-вторых, частные пожертвования и помощь благотворительных организаций, в-третьих, средства самих пациентов. Из выступления К.Д Смита: "Хорошее здравоохранение стоит очень дорого. В среднем по всей территории Канады около 20 % налогов идет на нужды здравоохранения. В Канаде федеральное правительство отвечает за общую политику налогообложения. Провинции не могут сами устанавливать налоги, они могут только собирать налоги от его имени. Если обратить внимание на бюджет провинций, то одна треть всех затрат составляют средства, расходуемые ими на нужды здравоохранения. Размер налога в каждой провинции различен. Федеральное правительство отправляет средства провинциям для системы здравоохранения, местные власти могут по своему усмотрению направлять часть подоходного налога на медицинское обслуживание. Например, годовой бюджет Альберты составляет 15 млрд. долларов, а на здравоохранение выделяется примерно одна треть этой суммы". Общественные организации, оказывающие медицинские услуги населению на местном уровне, нередко привлекают бизнесменов и частные корпорации в оказании финансовой и другой помощи. За это они могут получать налоговые льготы, но незначительные, а самое главное - они обретают определенный имидж у населения. Из выступления Х. Хантер, исполнительного директора кооператива по оказанию социальных и медицинских услуг населению "Бойл стрит": "Очень важно что мы получаем пожертвования от частных организаций и спонсоров, поскольку это очень эффективное средство поддержания системы здравоохранения в стране. Мы просто идем к ним и просим оказать такую помощь. В 10 % случаев они такую помощь оказывают. Спонсоры могут получить небольшие сокращения в оплате определенных налогов, но зачастую они заинтересованы в моральном аспекте работы по оказанию медицинской помощи, стараясь поддерживать определенный имидж у населения тех общин, которым выделяют пожертвования. Кроме этого оказывая помощь они осуществляют определенную рекламу своей деятельности, своего бизнеса". 3. Среди канадских политиков существует два противоположных мнения: одни говорят, что государство должно полностью оплачивать всю систему здравоохранения, другие же считают, что лишь частично. Дискуссия по данному вопросу еще продолжается и политики пока не пришли к единому мнению. Из выступления К. Смита: "В Канаде действует федеральный закон, в соответствии с которым федеральные структуры определяют рамки и объемы медицинской помощи. Стандарты медицинской помощи определяются только на федеральном уровне, а оказание медицинской помощи происходит на провинциальной уровне. Финансирование происходит следующим образом: правительство на федеральном уровне выделяет трансферты, а на местном уровне - сами провинции находят средства для финансирования здравоохранения, например, введение специальных местных налогов. Если провинция не может предоставить какую-либо медицинскую услугу по причине нехватки средств, то правительство обязано выделить средства этой провинции, чтобы медицинская услуга была оказана в полном объеме и бесплатно. В Канаде активно ведутся политические дискуссии по поводу финансирования здравоохранения и предоставления медицинских услуг. Одна их них разворачивается вокруг требований провинций и территорий к федеральному правительству увеличить объемы финансирования. Второй вопрос, который также широко обсуждается, касается того, насколько большой должна быть организация системы здравоохранения в провинции, чтобы она смогла оказывать все медицинские услуги и в полном объеме?...". 4. В Канаде решение проблем здравоохранения и контроль за предоставлением медицинских услуг населению в большей мере осуществляют местные общественные организации, а не государственные органы и учреждения. Из выступления К.Д. Смита: "...что касается отдела по распределению медицинских услуг на федеральном уровне, то он отправляет средства на места, и отвечает за их распределение. В одних общинах этот отдел имеет собственные структуры и поставляет средства, медикаменты и услуги, через собственных представителей на местах. В других общинах этот отдел отдает деньги органам местного самоуправления аборигенов, и средства распределяются ими самостоятельно". Из выступления Х. Хантер: "...в Квебеке, в Джеймсбенде примерно так же как и в Эвенкии, есть девять отдаленных населенных пунктов, которые связаны друг с другом. Население этих поселков избирает, так называемый, "Большой совет", наблюдающий за всем, что происходит в общинах. Кроме этого есть отдельные органы управления для специальных отраслей, в том числе и для медицины. В Джеймсбенде медицинское и социальное обслуживание отделено от политической сферы. Органы управления собирают Совет директоров, состоящий из представителей от каждой общины и сотрудников органов управления, которые занимаются распространением и доставкой услуг населению. Таким образом представителям общины предоставляется возможность самим определять каким образом следует распределить средства и как лучше это сделать. Организации аборигенных народов очень похожи на обычные организации местного самоуправления, за исключением того, что все люди, которые в ней состоят являются коренным населением. Как свободная и независимая нация Кри заключили отдельный договор с провинциальным и федеральным правительствами, для того, чтобы те высылали им средства отдельно. В обмен на это нация Кри разрешает другим канадцам пользоваться своею землею. При этом Большой совет расценивает народность Кри как независимую нацию в рамках канадского общества. 5. Затраты на медицинское обслуживание аборигенного населения Канады не превышают стоимости затрат на здоровье других граждан. Как на одного коренного, так и некоренного жителя Канады планируется затратить в среднем 1785 американских долларов. Из выступления Х. Хантер: "Из всех денег, затрачиваемых на здравоохранение в целом, выделяется часть и расходуется на коренное население, в данном случае двойного финансирования не происходит. Этой части денег вполне достаточно, тем более, что существуют местные налоги и пожертвования". К.Д. Смит: "1785 долларов, которые приходятся на каждого канадца - это средняя цифра и при ее подсчете уже учтены деньги, затрачиваемые в том числе и на здравоохранение коренного населения". Ю.В. Попков, доктор философских наук, заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН: "Но можно все-таки сделать вывод, о том, что на каждого представителя коренного населения Канады тратиться в среднем чуть больше денег, чем на обычного канадца"? Х. Хантер: "Реально на представителей коренного населения Канады затрачивается даже меньше средств, потому что коренное население меньше обращается за помощью, и не исчерпывает всех средств, запланированных на их медицинское обслуживание". О предоставлении медицинских услуг населению и проблемах медицинских работников .1. Медицинское обслуживание и медикаменты являются дорогостоящими в Канаде. Получать услуги по здравоохранению не имея страховки очень дорого и для бедного населения доступ к лекарствам превращается в серьезную проблему. Из выступления Н.К. Макферсон: "Когда человек лечиться в больнице, то ему медикаменты отпускаются бесплатно, но когда он выписывается, то ему приходится покупать лекарства на свои деньги, но процент возмещения правительством суммы, потраченной на лекарства зависит от уровня дохода этого человека. Процесс возвращения денег зависит от того сколько налогов платит человек. Для тех людей, которые не работают, или получают слишком маленькую зарплату существует специальная программа правительства поддержки, которая покрывает эти расходы". Х. Хантер: "В Канаде помимо государственного страхования еще существует и другая система - система частного медицинского страхования по которой можно застраховаться на получение бесплатной медицинской помощи и услуг. Поэтому люди стараются получить работу именно на тех предприятиях, где они будут застрахованы на случай болезни". П.Ю.К. Мосмэнн, менеджер научно-исследовательского отдела при Министерстве здравоохранения Канады: "Люди стремятся найти работу на таких предприятиях, которые могли бы покрывать их расходы на медикаменты и услуги врача на 80 - 100%. И каждый месяц как работодатель, так и работник отчисляют определенные суммы в фонд частного медицинского страхования". 2. Предоставление медицинских услуг для страдающих хроническими заболеваниями. Г.И. Хутокогир, зам. губернатора Эвенкийского автономного округа по социальной политике: "Есть ли льготы у диспансерных больных, например, страдающих сахарным диабетом, туберкулезом, если они лечатся амбулаторно, то они также получают медикаменты бесплатно"? К.Д. Смит: "На этот вопрос нет однозначного ответа. Так, если у человека рак и он лежит в больнице, тогда стоимость лечения полностью возмещается и лечение оказывается бесплатным, если он страдает сахарным диабетом, лечится в поликлинике и живет в общине, куда поступают деньги, то все зависит от того, где он получает лечение, какова степень тяжести его заболевания, и каков его доход или доход его семьи". Х. Хантер: Работой по обеспечению людьми, которые бы приходили на дом к хроническим, в том числе и к психическим, больным и проверяли регулярность приема лекарств, ухаживали бы за ними занимаются местные центры, в том числе и центр в котором работаю я. Это как раз тот вопрос, при решении которого вышестоящие организации полностью полагаются на местные агентства и службы. 3. Предоставление медицинских услуг детям. Из выступления Н.К. Макферсон: "Для детей в Канаде действует та же система, что и для взрослых. Если они лечатся в больнице, то помощь оказывается им бесплатно, если в поликлинике, то родители сами платят за лекарства и услуги, но стоимость лечения возмещается родителям в зависимости от их дохода". К.Д. Смит: "Врач-педиатр приходит в семью и определяет стоимость своих услуг в зависимости от дохода родителей ребенка. Если семья живет на дотации государства, то стоимость рецепта, выписанного доктором полностью оплачивается государством, если же семья малообеспеченная, то стоимость рецепта покрывается лишь частично. В любом случае осуществляется индивидуальный подход по обеспечению населения медицинскими услугами, но в данном случае все решает врач". Р.И. Черных, фельдшер по вакцинации населения при Туринской окружной больнице: "Какие детские заболевания распространены в Канаде"? Н.К. Макферсон: "Скарлатина, ветрянка, грипп, коклюш, менингит, но самыми распространенными являются простудные заболевания". 4. Вакцинация населения в Канаде. Н.К. Макферсон: "В Канаде очень высокий уровень вакцинации населения, но это касается лишь населения которое ведет оседлый образ жизни. Иногда семья не имеет постоянного места жительства. Таких людей можно найти следующим образом: 1) на новом месте жительства работодателю зачастую требуется справка о полной вакцинации человека; 2) такая же справка требуется и в учреждениях образования; 3) если с человеком случается какой-либо несчастный случай, например он попадает в автомобильную аварию, то в больнице его спрашивают о том, проводились ли с ним вообще вакцинации и какие в частности; 4) когда люди начинают путешествовать и выезжать за границу также требуются справки о вакцинации". Г.И. Хутокогир: "Есть ли в Канаде такие заболевания как клещевой энцефалит, паротит"? Н.К. Макферсон: "Нет ни паротита, ни клещевого энцефалита. Вакцинация делается против полиомиелита и других заболеваний, благодаря этому многие из болезней не развиваются". 5. Основной проблемой канадских медиков, особенно работающих в сельских районах, является постепенное увеличение количества рабочего времени при сохранении уровня оплаты труда. Л.А. Жигульская, главная медсестра Туринской окружной больницы: "Какие все-таки проблемы есть у медиков Канады? К.Д. Смит: "В настоящее время терапевты работают все больше и больше и среднее количество рабочих часов у терапевта равняется 60 часам в неделю. Нагрузка возрастает в основном у тех людей, которые в основном работают в общинах. Фельдшерам в общинах приходиться работать сутками. К сожалению в Альберте до сих пор ощущается недостаток врачей в сельских районах, а городские терапевты получают более высокую зарплату и не желают расставаться с благами цивилизации". Ю.В. Попков: "Если нагрузка на врачей увеличивается, то растет ли их зарплата"? К.Д. Смит: "Нет, поскольку большинство докторов являются частными врачами. Им платят за каждый час каждого пациента, которого они принимают. Очень мало таких терапевтов, которым выплачивают просто зарплату. Выплата стабильной заработной платы для всех врачей - это один из тех моментов, который пытаются сегодня осуществлять на провинциальном уровне. Но каждый раз, как только поднимается вопрос о том, чтобы перевести терапевтов на уровень зарплаты, они отказываются, так как считают более выгодным для себя получать деньги за лечение каждого пациента. В Канаде врачи считаются одной из самых высокооплачиваемых категорий населения". 6. Подготовка кадров для системы здравоохранения Канады. Ю.С. Пац, кандидат медицинских наук, доцент кафедры физиологии человека Красноярской государственной медицинской академии: "Как в системе канадского здравоохранения осуществляется процесс подготовки кадров? Н.К. Макферсон: "Каждый студент, поступающий в учебное заведение, платит 25% от стоимости всего процесса обучения". А.А. Модестов: "Это на любом уровне, и уровень медсестры, и уровень врача"? К.Д Смит: "Это практически на всех уровнях. Местные власти в Канаде выделяют субсидии на образование. Студент платит 25% от всей стоимости обучения, а остальную сумму институту платит правительство. В последнее время вопрос заказа, требуемых медсестер и врачей регионами - это вопрос политики". Н.К. Макферсон: "Каждый университет договаривается с провинцией, сколько им необходимо мест для обучения медсестер и врачей. Это решение зависит от общего состояния медицинского обслуживания в провинции, а также от ее финансового состояния". Из выступления Н.К. Макферсон: "В Канаде есть специальные программы нацеленные на обучение коренного населения страны. Три самых популярных направления - это обучение на врачей, медсестер и социальных работников. У нас два разных пути получения образовательных услуг: 1) когда представители аборигенного населения сами, выбирав себе колледж или институт, приезжают и обучаются 2) когда представители высших учебных заведений выезжают на места проживания коренного населения и предоставляют свои образовательные услуги. В первом случае есть опасность в том, что обучившись, став специалистами, представители коренных народов не желают возвращаться на свои родные места". Ж.С. Пичуева, главный врач Туринской окружной больницы: "У нас также существует эта проблема". С.И. Шнип, врач-дерматовенеролог Туринской окружной больницы: "Существуют ли при поступлении коренного населения в высшие учебные заведения экзамены? Или кто пожелает тот и поступает в институт? Н.К. Макферсон: "Для всех поступающих в высшие учебные заведения Канады есть такая же как и в России система экзаменов. И аборигены как и все остальные жители Канады сдают экзамены, но если им требуется какая-то дополнительная подготовка для сдачи какого-либо экзамена, то есть подготовительные курсы, после которых сдаются экзамены". О правовом статусе и здоровье аборигенного населения Канады. 1. Права коренных жителей Канады, как и права всех остальных граждан защищаются государством, однако в силу исторически сложившихся обстоятельств аборигенное население Канады обладает особым социальным статусом, который дает им некоторые дополнительные права. С.И. Шнип: "Зачем разделять людей на коренное и некоренное население? Все должны быть в равных условиях". Х. Хантер: "История обращения с коренным населением в Канаде - трагедия канадской истории. В прошлом основная цель канадского правительства заключалась в том, чтобы либо вообще ликвидировать коренное население, либо ассимилировать его. Было и такое: чтобы избавиться от коренного населения их специально заражали инфекционными болезнями. Такая система обращения с коренным населением напоминает систему апартеида в Южной Африке. И лишь начиная с 50-х годов канадское правительство стало активно пересматривать эту политику и сегодня пытается исправить то, плохое, что было сделано за долгие годы. Такие перемены произошли наверное потому, что сама нация в целом изменилась за это время. Сейчас мы верим в равные права абсолютно всех людей, и пересматриваем то, что причиняло так много зла коренному населению. Они долгое время были лишены многих прав. Сейчас в Канаде с помощью специальных программ пытаются устранить последствия того отрицательного, что было сделано в отношении к коренному населению. Следует отметить, что за последние пятнадцать лет у коренного населения происходит процесс самоосознания и понимания своего социального статуса. Они уже осознают себя как нацию внутри нации и гордятся этим. Как на уровне правительства, так и на уровне простого населения Канады отмечается тенденция различения коренного и некоренного населения. Да, разница между аборигенным и неаборигенным населением проводится. Сейчас, мы считаем, что многого достигли в этом направлении, произошли изменения как в системе образования, так и системе предоставления медицинских услуг. И несмотря на то, что проблем еще достаточно, в настоящее время численность коренного населения достигает 3 миллионов людей, но две трети этих людей не рассматриваются в системе здравоохранения как коренные и не пользуются привилегиями при потреблении медицинских услуг". С.И. Шнип: "Почему в Канаде метисов выделяют в отдельную группу? И почему аборигенное население имеет какие-то дополнительные права, а метисы не имеют"? Х. Хантер: "Во времена первых поселений в Канаде правительство заключало договоры с местными племенами, по которым местное население в обмен на свои земли получало определенные права. Но было очень много племен, с которыми договоры не заключались. Более того, по канадскому законодательству того времени дети от смешанных браков теряли даже те права, которые были у их родителей по договору. Поэтому метисы сегодня имеют такие же права как и все остальные канадцы, а привилегий аборигенного населения не имеют. Существующая в Канаде система определения того, кто является коренным жителем, а кто метисом очень сложная, и деньги программ социальной помощи иногда тратятся не так, как нужно. Слишком много времени и сил тратиться на определение статуса аборигена, на то, чтобы узнать, к какой программе можно подключить того или иного конкретного человека". Ю.В. Попков: "В Канаде действительно сложная проблема с определением статуса метисов. Я был на севере Канады и разговаривал там с одним из представителей метисов, высказывавшего точку зрения, согласно которой, метисы - единственная аборигенная группа населения, так как считается, что индейцы и эскимосы пришли в Америку с других континентов, в частности из Азии. Поэтому единственные кто родился в Канаде и имеет индейскую кровь - метисы, а это означает, что они также должны иметь определенные привилегии". Х. Хантер: "Первоначально метисами в Канаде считались люди, родившиеся от брака индейских женщин и французских торговцев мехами. Но сейчас метисами называют любое этническое смешение крови, и как верно отметил Юрий Владимирович, сейчас метисы говорят, что они тоже отдельная нация. Сегодня в провинции Альберта для того, чтобы принадлежать к обществу метисов, или для того, чтобы получить статус аборигена, нужно иметь на 1/8 кровь индейца". С.И. Шнип: "Выходит, канадские законы направлены на запрет межнациональных браков, поскольку метисы уже не обладают правами и привилегиями коренных народов"? Х. Хантер: "У всех канадцев абсолютно одинаковые права, но люди, которые по соответствующему договору получили статус коренных жителей, кроме всеобщих прав обладают дополнительными привилегиями. Но сегодня в Канаде есть люди, которые считают, что эти дополнительные привилегии ничего не значат". 2. Сравнение общих показателей здоровья всего населения Канады и аборигенного населения позволяет выявить специфику заболеваний среди коренных жителей. Ю.В. Попков: "Вы описали систему медицинского обеспечения населения Канады в целом и, видимо, в своем функционировании она достаточно эффективна. Но каковы тенденции? Здоровье населения улучшается, ухудшается, или остается стабильным? Что происходит со здоровьем аборигенного населения Канады"? К.Д. Смит: "В целом здоровье населения Канады в последние годы значительно не меняется. Но если посмотреть на картину заболеваемости какой-то определенной болезнью, или в какой-либо определенной группе, то тогда можно заметить тенденции и роста, и снижения заболеваемости. Например, существует проблема с возрастанием заболеваемости туберкулезом. Аборигенное население находится в более сложной ситуации, так как, с одной стороны, страдает болезнями, характерными для населения развивающихся стран (туберкулез, гепатит А, и др.), а, с другой стороны, болезнями, характерными для населения развитых стран (сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.). Специалисты по-разному объясняют причины данного явления. Одни говорят, что проблемы проистекают из-за утраты этими народами традиционного образа жизни и культуры. Другие считают причиной недостаточное финансирование социальных программ, третьи полагают, что всему виной является бедность. На самом деле причины этой тенденции могут быть различны". 3. Среди основных показателей здоровья коренного населения Канады специалисты прежде всего обращают внимание на уровень продолжительности жизни. Р.С. Черных: "Каков сейчас уровень рождаемости и смертности среди коренного населения"? Х. Хантер: "У коренного населения очень высокий уровень рождаемости, и он даже выше чем у остального населения Канады". Е.В. Бугайчук зам. главного врача Туринской окружной больницы: "Какова средняя продолжительность жизни коренного и некоренного населения"? Х. Хантер: "Конечно, у коренных жителей средняя продолжительность жизни значительно короче чем у остального населения, приблизительно на 10 лет". Г.И. Хутокогир: "По статистике в 1999 году по сведениям ООН средняя продолжительность жизни канадцев 83 года". С.И. Шнип: "Следовательно, если 83 года - это средняя продолжительность жизни, то для аборигенного населения она составляет 76 лет, а для неаборигенного 80". Х. Хантер: "Для аборигенного населения средняя продолжительность жизни составляет около 57 лет". Материалы обобщили Д.В.Ушаков, Ю.В.Попков |